Финансовое ведомство отказалось вводить потолок зарплат в госкорпорациях топ-менеджерам. 30 млн. в года для «хорошего человека» — копейки?
В июне российское правительство задумалось над возможностью урезать потолок зарплат для топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций, а именно — о жесткой их привязке к зарплате премьера-министра. С таким расчетом, чтобы зарплата главы госкомпании не превышала трехкратного размера минимального денежного содержания главы кабмина (около 30 млн рублей в год), а топ-менеджер смог бы получать и больше, но только с личного разрешения президента.
Однако в самом конце октября пресс-служба Минифина уведомила СМИ о том, что оплату труда топ-менеджеров госкомпаний не планируется ограничивать потолком в 30 млн. руб. в год, а все разговоры в медиапространстве о том, что если зарплата руководителей госкорпораций превысила некий лимит в пересчете за два последних года, то ближайший год топ-менеджеру придется остаться практически без зарплат и вознаграждений, не соответствуют действительности.
«При определении размера вознаграждения планируется учитывать результаты деятельности как компании в целом, так и отдельных ее руководителей, а также сложившиеся на рынке вознаграждения в организациях, аналогичных по виду и масштабу деятельности (включая размер организации, штатную численность, прибыльность, значения основных финансово-экономических показателей)», — уточнили в министерстве, добавив, что сейчас ведомство совместно с рабочей группой при правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов ведет работу по согласованию оплаты труда топ-менджмента и руководства госкомпаний.
«По итогам этой работы вознаграждение руководящего состава может быть как снижено, так и повышено», — указали чиновники из Минфина.
Интересная ситуация получается.
Народ напрягается по полной, от чистого сердца отрывая немалые доли от своих невысоких доходов (а нередко и отдавая последние копейки) на покупку обмундирования, вооружения, амуниции и беспилотников, от наличия которых в немалой степени зависит не просто успех спецоперации на Украине, а самое существование государственности России (о чем нам вещают с высоких трибун).
Военкоры и сами бойцы то и дело говорят о том, что русским воинам нередко приходится вести боевые действия, чем бог послал.
А топ-менеджерам госкорпораций не хотят в это тяжелое для страны время жестко ограничивать зарплаты и вознаграждения потолком в 30 млн. рублей, и могут даже повысить.
Может, ситуация в российской экономике настолько благоприятна, что урезание вознаграждений топ-менеджеров госкомпаний, ежемесячно кладущих в свои карманы десятки миллионов рублей, для победы России в борьбе за свое выживание с коллективным Западом и не требуется?
— Весь вопрос в том, в каком именно направлении развертывается та работа, которая ведется в недрах Минфина по определению уровня зарплат и вознаграждений топ-менеджеров госкорпораций, — поделился своим видением ситуации экономист Никита Масленников. — Потому что лично мне кажется, что было бы гораздо эффективнее устанавливать жесткие соотношения зарплат сотрудников и топ-менеджмента таких компаний. Если оно будет выдерживаться, тогда повышение доходов высшего руководства автоматически повлечет за собой и увеличение доходов всех подчиненных. Иными словами, зарплата директоров и топ-менеджеров будет напрямую зависеть от того, сколько получают рядовые сотрудники. Есть мировой опыт на этот счет, и он работает вполне эффективно.
И если уж говорят, что, дескать, жесткий потолок нецелесообразен, тогда тем более надо вводить подобную жесткую «страховую гарантию». А вот как именно, каким образом это делать — здесь надо думать, принимать законодательные решения, постановления советов директоров и так далее. По крайней мере, если бы я лично был министром финансов, я бы настаивал, например, именно на этом, но по какому конкретно пути пойдет в конечном итоге Минфин — сейчас не ясно.
«СП»: — А может он пойти по пути все-таки повышения вознаграждений топ-менеджерам госкорпораций?
— С одной стороны, госкорпорации и госкомпании обладают собственными бюджетами, ведут хозяйственную деятельность, так что сколько заработали — столько и заработали. С другой стороны, государство может их контролировать и подстраивать их финансовые аппетиты под общегосударственные нужны. Например, Газпрому подняли НДПИ, и за три года он должен внести в бюджет дополнительно свыше 2 триллионов рублей. Кое-какие решения в плане изъятия природной ренты по нефтяным компаниям. С этой точки зрения бюджеты госкорпораций рассматриваются как определенный финансовый госресурс на случай трудных времен.
Но ведь есть еще один момент «госдонорства» — дивиденды. Их платят многие — тот же Газпром, РЖД и другие. Насколько мне известно, команда министра финансов придерживается мнения, что госкорпорации должны выплачивать эти дивиденды в размере 50% от своей прибыли. Однако здесь бывают различные сложности, и поэтому в каждом случае решения принимаются штучные.
Так что в данном случае регулирование выплат высшему менеджменту госкомпаний может рассматриваться по принципу «если повышаете зарплаты и вознаграждения себе, то тогда будьте любезны все без исключения выплачивать дивиденды как положено, в полном объеме, безо всяких скидок».
Этот сюжет принципиально понятен, только как именно он на практике будет выстраиваться — вопрос, потому что общие принципы государственного контроля ко всему множеству госкомпаний прилагаются не напрямую, а индивидуально.
«СП»: — Есть шанс, что Минфин в итоге примет решение все же ввести жесткий полок премирования высшего руководства госкорпораций? Время-то, как ни крути, сейчас не такое, чтоб каждому госслужащему направо и налево «золотые парашюты» раздавать.
— Я лично не верю в такие чудеса, — поделился своей точкой зрения кандидат экономических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. — Для этого должна быть политическая воля. А у нас Минфин, на мой взгляд, превратился в такую надгосударственную надстройку, которая вихляет государством, словно хвост собакой.
Сергей Кириенко, например, заявил, что Россия победит в войне с коллективным Западом, если она станет народной. Но как она может стать народной, если олигархические интересы продолжают влиять на характер спецоперации, а ее тяготы перекладываются на плечи трудящихся?
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов верно подметил, что наша армия, по сути, стала классовой, так как в ее рядах сейчас одни лишь рабочие и крестьяне.
Ни детей этих самых топ-менеджеров госкорпораций, ни чиновничьих отпрысков, ни детей олигархов в ней не отыщешь.
Я что-то не слыхал, чтобы наши российские олигархи собирали деньги на бронежилеты или термобелье нашим воинам. А некоторые объекты на Украине, отвечающие их интересам, не трогаются в ходе СВО, что влияет на ситуацию на фронтах.
Некоторые представители большого бизнеса вообще сторону киевского режима принимают. Эти характерные штришки, включая отказ Минфина вводить жесткий потолок на вознаграждения госслужащим, позволяют предположить, что национально-освободительный характер спецоперации искажается ради олигархических интересов. Народ на китайские беспилотники последние деньги отдает, а тут не хотят вводить жесткий потолок для вознаграждений, о чем тут рассуждать.
«СП»: — Пока в новостных агентствах это решение Минфина подается как своеобразный промежуточный результат некоего чисто экономического рабочего процесса. А с общественной точки зрения оно может оказать какое-либо воздействие?
— Как говорится, «спецоперация спецоперацией, а обед по расписанию», — сыронизировал политик, член ЦК КПРФ Сергей Нациевский. — Но рассчитывать на то, что это решение принесет что-то хорошее для народа, учитывая его материальное положение, я бы не стал. Оно не отвечает настроениям общественности.
Инфляция, все цены поднялись, доходы уменьшились. Самое время топ-менеджерам госкомпаний поделится миллионами. Хотя бы пара миллионов в месяц с каждого из них — вот вам и беспилотники с обмундированием для армии. Грустно, конечно, но от того, что этого не происходит, в обществе формируется крайне негативная повестка, и это довольно тревожный сигнал.