В Туве продолжается борьба за уголь. Ограничение предельной цены за тонну, установленное правительством республики, дало неожиданный результат. Топливо стали массово скупать для перепродажи в соседней Хакасии.
Напомним, в прошлом году правительство РТ пошло на конфликт с Тувинской ГРК – угольным монополистом региона. Власти республики обвинили компанию в том, что она наживается на нуждах населения, пользуясь своим исключительным положением. Что, в общем-то, правда. Цена на топливо на тот момент подбиралась к 3 тыс. рублей.
Но это если покупать на самом разрезе и самостоятельно вывозить. С учетом перекупщиков и доставки цена вырастала в разы. И житель отдаленного района республики мог отдать за отопительный сезон десятки тысяч рублей. Сглаживать ситуацию помогал местный проект «Социальный уголь». Но его нельзя было распространить на все население.
Новый глава РТ Владислав Ховалыг решил переломить ситуацию радикально. Деятельность ТГРК подверглась тщательной проверке со стороны самых различных инстанций. Было установлено, что она серьезно завышает цены в Туве. Хотя часть угля может продавать в других регионах по более низкой цене. Власти РТ официально установили предельный тариф за тонну угля с разреза – 2,2 тыс. рублей.
Затем пришлось урезать аппетиты транспортных компаний, которые решили, что оставят свои цены за перевозку угля на прежнем уровне, а вся новая разница – это подарок исключительно им. И к концу года ситуация вроде бы нормализовалась. Но с подачи невидимой руки рынка появилась новая напасть. Резко рванули цены на уголь в соседней Хакасии.
Если перед Новым годом тонна угля там стоила примерно 3,3 тыс. рублей, то сейчас она уже местами превышает 3,7 тыс. рублей. Причин роста в республике, в которой угольные компании представлены в достаточном количестве и ресурсов в избытке, много. Влияют возросший за рубежом спрос, а также перекупщики.
«Правовые механизмы для корректировки ситуации. Такие полномочия есть у ФАС и Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования. Надо только вовремя применить власть. Давно пора разобраться с непонятной цепочкой поставок и посредниками в ней. Нужно переходить на прямые контракты с угледобывающими компаниями.
Пока же власти не могут сформировать запас топлива на отопительный сезон, а жители не могут купить угля. Это недопустимо», - считает сопредседатель Хакасского регионального отделения ОНФ, заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев.
Но пока власти Хакасии пытались проанализировать ситуацию, предприниматели в Туве увидели для себя окно возможностей: берем уголь по 2,2 тыс. рублей, везем в Хакасию, продаем уже по 3,7 тыс. рублей за тонну. Маржа очень привлекательная. И в Туве моментально наступил посленовогодний топливный голод.
«Несколько недель наблюдался ажиотаж. Скупщики фрахтовали по несколько большегрузов. Их в день через пост на границе с Хакасией проходило по несколько десятков», - заявили «Веку» в пресс-службе правительства РТ.
«Обычно вывозить на автомобильном транспорте уголь из республики экономически невыгодно. Но, учитывая ситуацию, появились скупщики, которые зафрахтовали крупнотоннажные грузовики на маршрут из Тувы в Хакасию. Это чуть более 400 км от Каа-Хемского разреза.
При нынешней разнице стоимости угля в двух регионах такие рейсы окупаются и приносят хорошую прибыль», - считает член Экспертного центра по ESG-трансформации общественной организаций «Деловая Россия» Дмитрий Тортев.
Но теперь власти РТ уже имеют наработанный опыт, потому отреагировали оперативно после того, как к ним начали массово поступать жалобы населения. Регион просто ввел ограничения на вывоз угля в другие субъекты РФ. По договоренности с правительством Тувы только ТГРК может продавать его за пределы региона. При условии, разумеется, обеспечения запаса, необходимого для внутренних потребителей. Это примерно 550–600 тыс. тонн в год.
Ограничения будут действовать до конца отопительного сезона. За их соблюдением следят посты ГИБДД, которые будут разворачивать грузовики с углем обратно в Туву.
«Кто-то может сказать, что это перебор и методы 1990-х годов. Однако в Туве исходные данные были гораздо хуже, чем в Хакасии.
В республике - один разрез-монополист, принадлежащий «Базэлу». Поначалу цены были монопольно высокие. Тем не менее глава региона с помощью профессиональных экспертов за полгода ситуацию выровнял и для бизнеса, и для населения.
Владислав Никонов о переговорах с владельцами Разреза Аршановский: Билеты в Лондон нынче дороги
Поневоле задумаешься, почему в отдельно взятой Хакасии главе региона по каким-то причинам нельзя пойти против угольщиков, которые имеют обыкновение спонсировать различные избирательные кампании», - отметил Тортев.