Названы чемпионы финансовых потерь после ухода из России
Фото: am.tsargrad.tv

С конца февраля десятки иностранных компаний из-за введённых западных санкций приостановили свою деятельность в России либо вовсе покинули российский рынок. Их финансовые потери за полгода (с марта по август) Центром стратегических разработок (ЦСР) оцениваются в 200–240 миллиардов долларов. В выигрыше оказались те, кто не поддался давлению и продолжил свою работу в нашей стране. Главный приз, как ни странно, получили американские компании.

Ушли, чтобы остаться

Аналитический доклад ЦСР разбивает расхожее мнение о фатальном уходе зарубежных производителей с российского рынка. На самом деле 44 процента компаний (практически половина!) продолжают свою работу в штатном режиме. О полном уходе из России без продажи своего бизнеса объявили всего 7 процентов крупных иностранных компаний, 34 процента лишь "ограничили" деятельность, а 15 процентов покинули РФ с передачей локального подразделения новым собственникам.

При этом аналитик финансовой группы "Финам" Ольга Беленькая обращает внимание, что не менее 30 процентов сделок по передаче локального подразделения оформлены таким оборазом, что предусматривают возможность возвращения актива прежнему владельцу. На это же обстоятельство на примере нидерландской холдинговой компании VEON указывает член совета директоров Гильдии маркетологов России Анастасия Птаха.

То есть западный бизнес отнюдь не настроен сжигать все мосты и явно ждёт улучшения геополитической ситуации, чтобы реанимировать свою деятельность на российском рынке.

Подсчитали – прослезились

Западные компании умеют считать деньги. Особенно свои. Особенно – свои убытки.

Это хорошо иллюстрируется поведением иностранных ретейлеров. Консалтинговая компания NF Group на сегодняшний день насчитала 152 популярных зарубежных бренда, продолжающих реализацию своей продукции в крупных российских торговых центрах.

Лидером является сегмент fashion. Торговые марки, олицетворяющие тренды мировой моды, сегодня спокойно реализуются на российских прилавках. Среди них американские U.S.Polo, Michael Kors и Timberland, итальянские Trussardi и United Colors of Benetton, немецкая Marc O’Polo, французская Abricot и другие бренды.

Владельцы этих компаний оказались прозорливее иностранных бизнесменов, вприпрыжку последовавших за антироссийскими решениями политических элит.

Осенью в западных компаниях наступает пора финансовой отчётности. Бухгалтеры положили на стол владельцам "беглого" из России капитала неутешительные данные.

Наибольшие потери понесли нефтегазовые гиганты – британские British Petroleum (25,5 миллиарда долларов) и Shell (до 5 миллиардов только за первый квартал 2022 года).

Французская финансовая группа Societe Generale, владевшая "Росбанком", потеряла в России 3,3 миллиарда долларов, французский автогигант Renault Group – 2,3 миллиарда.

Датская Carlsberg Group, владевшая в России пивоваренной компанией "Балтика", лишилась 1,4 миллиарда долларов. А американский McDonald’s, замыкающий шестёрку западных "российских банкротов", – 1,3 миллиарда.

Ушли, чтобы вернуться

Неутешительная финансовая отчётность мотивирует западный бизнес на возвращение в Россию. Рынок не терпит пустоты, торговые ниши, освобождённые западными корпорациями, будут заняты другими компаниями – таковы экономические законы.

Бизнес-элиты Запада понимают эту угрозу всё отчётливее. В первые месяцы антироссийских санкций они надеялись, что после ухода зарубежных производителей российская экономика рухнет, однако этого не произошло. К тому же санкции бьют не только по России, но и по своим инициаторам, провоцируя кризисные явления на западных рынках. Корпорации теряют прибыли, а им хочется их наращивать.

На этом фоне наблюдается определённый сдвиг настроений западных бизнес-элит, которые задумываются о возобновлении своей деятельности в России. Политолог Дмитрий Журавлёв прогнозирует скорое возвращение некоторых брендов на российские прилавки. Он, в частности, не исключает, что популярная шведская марка ИКЕА "вернётся в Россию до конца года". В августе, кстати, на наш рынок уже вернулся испанский производитель ювелирных изделий Tous, в октябре прошло сообщение о планируемом возобновлении работы магазинов известной американской фирмы Dior beauty.

Американцы обхитрили Европу

Во всей этой истории с уходом западных компаний из России на поведение американского бизнеса вообще следует обратить отдельное внимание.

Выше мы отмечали, что производители из США, понесшие наибольшие убытки от свёртывания деятельности в России, отсутствуют в мировой топ-пятёрке. McDonald’s занял в этом списке лишь шестую позицию.

Из 152 иностранных ретейлеров, продолжающих работу в нашей стране, каждый четвёртый представляет США. Аналитики ЦСР отмечают, что в расчёте на ВВП наибольшие потери от ухода с российского рынка понесли не американские, а именно европейские производители – компании из Финляндии, Швеции, Великобритании и Дании.

Что получается в остатке? Главным забойщиком антироссийских экономических санкций выступали и выступают США. При этом большинство продолжающих работу в России ретейлеров являются американскими, а наибольшие убытки от ухода с российского рынка несут европейские компании.

На этом фоне отнюдь не конспирологической выглядит концепция, согласно которой Вашингтон пролоббировал коллективные западные санкции против России не столько для того, чтобы задушить российскую экономику, сколько для того, чтобы нанести удар по своим европейским "партнёрам". Браво, Дядюшка Сэм!

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий