Российская экономика похожа на курицу с отрубленной головой — по двору еще бегает, но яйца нести уже не может
О том, что нам сейчас приходится иметь дело с последствиями либеральных реформ, высказываются многие. Но давайте предположим, что сторонников либерализма экономики в эшелонах власти вдруг не стало. Дематерилизовались. Ветер унёс. А дальше-то что делать? Какие шаги предпринять, чтобы выправить ситуацию? Об этом рассуждает кандидат экономических наук Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
Не либералы, а компрадоры
— Для начала давайте определимся с терминами. Те, кто называет себя сторонниками либеральной экономики — не либералы, а типичные компрадоры. То есть проводники западного влияния. Они необходимы Западу для того, чтобы держать курс, выгодный транснациональному капиталу. Либерализация подразумевает смягчения государственного контроля в сфере экономики. А мы наблюдаем обратную ситуацию: у нас главный банк страны является монополистом и проводит политику на монополизацию и централизацию всякой финансовой деятельности под своей эгидой.
И множатся компании, находящиеся под полным контролем государства. Когда транснациональному капиталу выгодно ослабить конкуренцию со стороны России, то его ставленники с большим усердием начинают усиливать влияние государства где ни попадя. И посмотрите, как они легко ухватились за мобилизационные лозунги. Мобилизации для них стала отдушиной, многое из того, что они делают, можно под это подверстать: и бюджетную консолидацию, и оптимизацию, и секвестр бюджета, и урезание социальных расходов, и налоговые маневры.
Ещё надо понимать, что наши олигархи оффшорные работают в той же системе. Их доверенные люди сидят во многих ведомствах. Так что мало сменить отдельных компрадоров. Надо переформатировать всю экономическую систему, подстроить её под изменившуюся мировую ситуацию, которая, как уже понятно, в старое русло не вернётся.
Доходы от нефти и газа — угроза национальной безопасности
Сейчас радикально и кардинально нужно менять налоговую систему, которая у нас привязана к внешней торговле. В принципе, нормально, когда налоги привязываются к тому, что дает больше денег. Чем прибыльнее отрасль, тем больше поступлений налогов она даёт. Под это подстраивается определенный механизм.
Сейчас у нас львиная часть доходов привязана к внешней экономической деятельности. В текущей ситуации — это серьезная угроза национальной безопасности, нельзя привязывать доходы страны к внешним факторам. Сейчас что получается: денег правительству нужно больше, оно берёт их в тех секторах, где выше доходы, то есть в энергетическом секторе.
А российские энергетические компании на мировом рынке — самые уязвимые. Их всячески зажимают. Ведь у транснационального капитала на мировом рынке много рычагов воздействия, он нам вредит уже впрямую. А мы, как и раньше, полагаемся на доходы от энергетического сектора, вместо того, чтобы развивать другие направления.
Правительство же тянет старую песню о том, что ради стабильности налоги трогать нельзя ни в коем случае. Я и сам раньше тоже говорил, что налоговую систему трогать не надо. Но ситуация изменилась, и к ней нужно срочно подстраиваться.
Иначе мы попадем в ловушку: будем гоняться за высокими доходами и все сильнее зависеть от деятельности энергетических компаний. А они, в свою очередь, все сильнее будут зависеть от мирового капитала. Поэтому налоговые поступления от энергетического сектора нужно постепенно уменьшать. А он в ответ должен обеспечить низкие цены на энергоносители внутри страны. Мы в состоянии пойти на такой шаг.
Это наши «либералы» навязали извращенную логику: если в Европе дорогие энергоносители, то и мы должны к этим ценам подтягиваться. Что совершенно нелогично: те же американцы цены на энергоносители у себя снижают, за счёт чего выигрывают конкуренцию с Европой. Если цены внутри страны снизить, то от удешевления энергоресурсов выиграют сотни отраслей, они увеличат свою конкурентоспособность, смогут платить больше налогов. Инвесторам станет интереснее заходить в эти отрасли, что в перспективе также увеличит налоговые поступления.
Оставить буржуев с носом
Своё господство мировой транснациональный капитал осуществляется через контроль финансовых рынков. Что и понятно, если человеку пережать артерию, он погибнет. С экономикой — то же самое происходит, если денежные потоки перекрыть. Нельзя нормально развиваться в условиях, когда кто-то со стороны вам выстроил финансовые механизмы и их контролирует. И я говорю не об изменениях в денежно-кредитной политике, это уже будет недостаточно. А именно о новой финансовой системе.
Создать её вполне возможно на фоне разваливающейся международных финансовых систем. Она будет нашим исключительным конкурентным преимуществом, при условии её высокотехнологичности, большого количеством контрагентов и наличия собственного рынка ценных бумаг.
А госбанк этим процессом должен руководить. И чем шире будет эта система, тем больше ее будет потенциал.
Собственный финансовый рынок объединит свободные денежные ресурсы и проекты, которые нуждаются в финансировании. Без него акции и облигации российские внутри страны не могут быть распространены, а значит, нет и людей, которые инвестируют в эту сферу.
Зато процесс инвестирования российских капиталов в западные компании до недавнего времени был максимально облегчён, даже для частных лиц. Сейчас это все заблокировано, и ЦБ по этому поводу очень суетится, ведь они же сами выводили деньги из страны и покупали западные акции.
Так вот, систему, при которой российские граждане не могут инвестировать в российские компании, а через западные банки инвестируют в западные компании, нужно поломать как можно скорее и построить свою. Можно, например, равняться на китайскую, достаточно замкнутую. Она доказала свою работоспособность.
Печальный опыт бесплатного сыра
До начала нулевых у нас было министерство внешнеэкономических связей. Его ликвидировали по программе Грефа, а зря. Логика ликвидации была такой: мы входим в мировую экономику, нам там будет хорошо и комфортно, все необходимые преобразования произойдут сами собой и всем нам будет счастье.
Зачем нам министерство, которое будет что-то определять? Все что надо, нам и так продадут. А наши излишки — у нас купят. Поначалу, кстати, так и было. Но, как всегда и бывает, бесплатный сыр — только в мышеловке. Сейчас выяснилось, что они там вообще могут ничего не продавать и не покупать. И способны вытворять все, что угодно.
Я считаю, что сейчас необходимо в какой-то мере возвращать регулирование внешнеторговой деятельности. Во многих странах мира это регулирование существует.
Движение капиталов тоже должно контролироваться, иначе сколько бы мы ни заработали — все будет выводиться за границу. Должны быть ограничения на вывод капитала, и тут можно заимствовать опыт того же Китая. У них есть определенный алгоритм, согласно которому можно выводить из страны деньги так, чтобы это было для нее не в убыток. И вот тут очень важно одной рукой устанавливать ограничения для вывода капитала, а другой — создавать финансовую систему, благодаря которой можно будет инвестировать в России, в российские же предприятия.
Знаете, почему наша экономика оказалась удивительно устойчивой к санкциям? Просто наши западные «партнёры» много лет нас откровенно надували. Один только вопрос стоимости энергоресурсов перебил все санкции. То есть, все эти годы мы гнали наше сырье за границу просто за бесценок. А покупали за границей то, что нам совершенно не нужно, что мы можем делать сами, и что, кроме нас, больше бы никто никогда не купил.
Разумеется, должен быть кто-то, кто будет регулировать внешнюю торговлю, чтобы такие ситуации больше не повторялись. Вот если Европе нужны минеральные удобрения, то нужно проследить, чтобы мы их продавали не в ущерб себе, потому что эти же минеральные удобрения нужны и нашему сельскому хозяйству. А сейчас у нас в каждой отрасли сидит свой олигарх, которому выгодней свою продукцию вывезти за границу.
Часики тикают
На выходе мы должны получить единый народнохозяйственный комплекс. Мы должны внедрить понятие конкурентоспособной экономики. Не предприятия, а именно экономики. Потому что могут быть несколько конкурентоспособных предприятий, на развитие которых уйдут все ресурсы, а экономика при этом будет разваливаться. И народно-хозяйственную эффективность нужно учитывать в целом, а не по секторам.
Создание единого народнохозяйственного комплекса — залог выживания, причём не только для нас. Мы видим, как их выстраивают Китай и США. Этим путём они идут семимильными шагами.
Также важно заняться, наконец, реальным развитием малого и среднего бизнеса. Причём делать это нужно не откладывая на потом, а параллельно со всеми перечисленными мерами. Иначе время будет бездарно упущено.