Москве нужно изучить «китайский рецепт», как выйти из экономического кризиса
Китайская экономика уверенно восстанавливается, посрамив недальновидных западных критиков. Экономисты с оптимизмом изучают августовские показатели. Улучшились индексы деловой активности, показатели экспорта и импорта. Причем реальные показатели значительно превзошли даже смелые прогнозы: скажем, китайцы стали чаще ходить в магазины (розничная торговля всего за месяц выстрелила на 4,6%). Растут и инвестиции в экономику, в том числе иностранные.
Китайский опыт полезно изучить российским властям. На фоне санкций экономика России в 2022 году пережила тяжелый кризис, а 2023 год ознаменовался восстановлением. По крайней мере, если верить официальным данным Минэкономики и Центробанка.
Китайская экономика пережила такой же кризис — но не только из-за американских санкций. Сказались в первую очередь последствия ковида: Си Цзиньпин официально снял ограничения только в декабре 2022 года.
Китайцы стали больше путешествовать, покупать гаджеты и квартиры
Локомотив китайской экономики, судя по статистике, — это сфера услуг и торговля. Например, значительно выросло потребление туристических услуг. А после того как границы окончательно откроются для иностранцев (в первую очередь для россиян, конечно), в Пекине ждут и вовсе взрывного роста.
С января по август китайский туризм вырос почти на 20%, общественное питание — на 12%. Экономисты Ян Синь и Лу Ваньци из Qilin Macro отмечают: особенно быстро растут покупки товаров в офлайн-магазинах. Причем покупают товары, связанные с путешествиями: лучше всего себя чувствуют магазины косметики. одежды и обуви.
Китайцам вернулась потребительская уверенность — и они все чаще покупают товары длительного пользования. Гаджетов, например, скупили с начала года почти на 10% больше, чем в прошлом году. А вот с автомобилями такой трюк не удался: розничные продажи машин увеличились всего на 1%. Правда, еще далеко не все китайцы пересели на электромобили, поэтому растет и спрос на бензин.
Пандемия особенно сильно ударила по девелоперам: встали многие крупные стройки в Китае. Однако благодаря господдержке отрасль восстанавливается. Косвенный показатель — мебель китайцы в этом году стали покупать на 5% чаще. Обставляют новые квартиры.
Новое китайское правительство во главе с Ли Цяном абсолютным приоритетом считает внутренний спрос. Китай — это 18% населения планеты, так почему бы не насытить этот рынок собственными товарами?!
Политика Ли Цяна успешна: объем китайского экспорта уменьшается (особенно это заметно с одеждой и текстилем), зато растут инвестиции в китайскую промышленность. Например, инвестиции в сельское хозяйство выросли на 7%, в производство электроники — на 11%, а в китайский автопром подскочили почти на 20%.
Логика реформы Ли Цяна абсолютно очевидна: нужно стимулировать передовые отрасли и насытить рынок отечественной продукцией, будь то гаджеты или электромобили. Чем не рецепт экономического возрождения для России?!
Китайские инвестиции спасут гибнущую промышленность Запада. А российскую?
Экономические новости из Китая должны всерьез насторожить американцев. Пока Apple возилась со своим iPhone 15, китайская Huawei представила намного более совершенный смартфон Mate 60 Pro.
Лидирует Китай и в «зеленой» энергетике. По всему миру растет спрос на фотоэлементы (это главный компонент солнечных батарей) и ветряные турбины, а основным их производителей является именно Китай. Его воодушевляют быстро растущие рынки (незападные, разумеется): например, Брализия и Турция. Жаль, России в этом списке пока нет.
Запад хоть и наращивает производство фотоэлементов и ветряных турбин, однако большинство существующих и даже планируемых предприятий в Европе и США -ничтожно малы по сравнению с китайскими. Причем Китай еще и постоянно снижает стоимость своей продукции (в том числе за счет прямой господдержки).
Китайцы порвали европейских автопроизводителей на Мюнхенском международном автосалоне. Китайское производство электромобилей сейчас — не только самое массовое, но и самое передовое в мире.
Кстати, для многих западных компаний приток инвестиций из Китая — часто единственный путь к спасению. Это особенно заметно на примере автомобилей. Китайская корпорация Geely владеет шведским Volvo, британскими автомобильными брендами Lotus (спорткары и гоночные автомобили) и LEVC (электромобили-минивэны), а также почти 10% немецкой Mercedes-Benz Group.
А вот Audi заключило соглашение с еще одним китайским автомобильным монстром SAIC Motor для совместного производства электромобилей.
Интерес Запада к китайским деньгам продемонстрировала Китайская международная ярмарка по торговле услугами (CIFTIS) в Пекине. На ней было более 500 крупнейших компаний мира из 83 стран.
Экономика Китая переживала эпохи спада и подъема, но в длительной перспективе она неуклонно росла. Только под руководством Си Цзиньпина китайский ВВП увеличился в 2,3 раза (с 52 трлн юаней в 2012 году до 121 трлн юаней в 2022 году).
— Двери китайской экономики открываются все шире. Круг «друзей Китая» продолжает расширяться, — пишет экономический обозреватель Yangcheng Evening News Чьнь Ян. — И это отражает уверенность международного сообщества в устойчивом развитии экономики Китая.