Как сообщало 19rusinfo.ru, на Красноярском экономическом форуме (КЭФ) неделю назад опять всплыл вопрос передачи автомобильной дороги Абакан - Ак-Довурак в федеральную собственность.
В рамках КЭФ прошло заседание Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». В заседании принял участие глава Хакасии Валентин Коновалов. По итогам собрания был утверждён комплексный инвестиционный проект «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров». Он направлен на увеличение доли экспорта сибирских регионов в структуре российского экспорта к 2030 году с 8,8% до 15%.
В составе комплексного инвестиционного проекта предполагается 184 подпроекта, из которых для Хакасии наиболее актуальны следующие: создание автомобильных коридоров Красноярск — Абакан — Кызыл (с выходом на Монголию и Китай) и Бийск — Абакан (с выходом на Ак-Довурак и Монголию). А также передача дороги Абакан - Ак-Довурак на федеральный уровень с последующей её реконструкцией. Об этом и другом г-н Коновалов сказал следующее:
— Реализация этих проектов позволит активизировать инвестиционную деятельность в ключевых отраслях региональной экономики, укрепить деловые связи между хозяйствующими субъектами СФО, развить туристическую инфраструктуру Сибири.
Любопытно, что говорилось по этому вопросу три года назад в рамках КЭФ-2019:
"Результатом встречи в рамках Красноярского экономического форума стало подписание протокола совместных действий между отраслевыми министерствами транспорта Тувы и Хакасии. Протокол позволит активно сотрудничать в плане подготовки правоустанавливающих и прочих документов необходимых для передачи автодороги общего пользования Абакан – Ак-Довурак – Чадан в федеральную собственность".
Знакомая риторика. Передача дороги, проходящей поперек через всю Хакасию, как оказалось, - мечта дальних, дальних лет: все еще на бумаге и в кабинетах чиновников.
Дорога является главной транспортной артерией, связывающей западную часть Тувы с Хакасией, а также является важнейшей внутриреспубликанской дорогой РХ. Построена в 1969 году в связи с необходимостью связи асбестового комбината в Ак-Довураке с железной дорогой. Протяженность 424 км.
На сегодняшний день срок передачи дороги федералам - 2025 год, сколько еще воды утечет, сколько планов изменится, да найдутся ли деньги?
"В настоящее время Правительством Республики Хакасия совместно с Правительством Республики Тыва подготовлен и направлен в адрес федерального дорожного агентства пакет документов с целью передачи автомобильной дороги Абакан - Ак-Довурак в федеральную собственность. Федеральным дорожным агентством данный пакет документов принят, и дорога включена в перечень автомобильных дорог подлежащих передаче на 2025 год", - сегодня сообщили информагентству в пресс-службе минтранса РХ.
Вопрос оказался весьма сложным и очень продолжительным по времени. Но и сейчас пока еще все в планах.
В декабре 2020 года глава Тувы Шолбан Кара-оол бодро рапортовал: Дорога Ак-Довурак – Абаза – Абакан может стать ключевой между Монголией и Россией:
- С другой стороны, мы движемся к передаче в федеральную собственность как дороги Кызыл – Эрзин – госграница с Монголией, так и магистрали Абакан – Ак-Довурак – Чадан. Непростой, требующий многочисленных согласований процесс всегда имеет риск растянуться по времени. Но не пройдет и двух лет, как на границе с Монголией в Хандагайты заработает многосторонний пограничный переход.
Тогда дорога Ак-Довурак – Абаза – Абакан, сегодня имеющая статус межрегиональной, может стать ключевой трассой новых транспортных потоков между Монголией и Россией.
В марте 2019-го Минтранс РХ сообщал: дорога находится в крайне плохом состоянии и становится опасна для водителей. 8-ми мостовым переходам, расположенным вдоль дороги, необходим капитальный ремонт. При этом стоимость только одного из них порядка 100 млн рублей. У бюджетов республик Хакасия и Тува такой возможности нет и не было.
Тогда становится понятно, зачем Хакасия отказывается от своего участка дороги Абакан - Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты. По данным минтранса РХ, республика передает дорогу с целью восстановления ее потребительских свойств.
Правительство Хакасии много лет ведет переговоры о передаче этой дороги в федеральную собственность. Частями ее передавать нет смысла. Наконец-то правительство Тувы согласилось передать свой участок дороги с целью ее восстановления, ранее упорно отказывалась из-за хороших акцизов.
Участок дороги от Абакана до Абазы на 60% находится в нормативном состоянии (данные 2020 года). Участок от Тувы — от Абазы до Ак-Довурака не подлежит никакой критике.
Итак, Тува, соединенная с Хакасией в том числе трассой Абакан - Ак-Довурак, решилась на серьезный шаг. Об этом сообщил глава Тувы еще в феврале 2019-го.
"Мы ведь понимаем, что это редчайший и долгожданный шанс возродить наш второй автомобильный выход на транспортную сеть страны. Я уж не говорю о том, что абазинская трасса значит для экономики западной Тувы", - написал глава Тувы.
Много лет до этого Тува не ремонтировала дорогу из Абазы. Но и не решалась на передачу ее в концессию, передачу Хакасии или в федеральную собственность. Туву привлекали федеральные акцизы за нее.
Но время все-таки подошло - с опасной дорогой надо что-то делать. Обещанного, говорят, надо три года ждать…