Сегодня депутаты Саяногорска единогласным решением ввели туристический налог в городе. Действовать он начнёт с 1 января 2025 года, а сумма минимального сбора, как в Абакане и Черногорске, составит 100 рублей в сутки. В дальнейшем подразумевается его ежегодное повышение. Взиматься платёж будет с туристов, остановившихся в местных гостиницах и прочих средствах размещения, в т.ч. базах отдыха и даже в организациях, где наряду с проживанием оказываются услуги санаторно-курортного лечения.
Никакого деления туристов на городских и приезжих в принятом сегодня решении пока не предусмотрено. Большинство депутатов склоняются к тому, что саяногорцы не должны платить туристический налог в своём городе, но это требование, скорее всего, они пропишут отдельно на одной из ближайших сессий.
«Эти вопросы о льготах для местных жителей поднимались депутатами, и они будут обязательно рассмотрены. Я думаю, в положительную сторону будут рассмотрены. Потому что это было пожелание от всех фракций. Не только от меня», - пояснил 19rusinfo депутат горсовета Саяногорска Сергей Ряшенцев.
Практика по данному вопросу в Хакасии пока противоречивая. Например, в Черногорске местные депутаты, вводя туристический налог, сразу прописали, что черногорцы туристический налог в своём городе платить не должны. В Абакане для местных жителей никаких исключений делать не стали.
Столица Хакасии вводит туристический налог
Право на введение туристического налога установлено федеральным законодательством. Оно же предоставляет льготы отдельным категориям граждан, в т.ч. героям труда, участникам СВО, инвалидам и так далее. Одним из условий уплаты туристического налога является включение гостиниц и прочих мест отдыха в реестр классифицированных средств размещения.
На территории Саяногорска в этот федеральный реестр включены всего 4 объекта: санаторий-профилакторий «Металлург», гостиница «Енисей», отель «Саяногорск» и база отдыха «Пристань». Всего же в городе насчитывается не менее 14 организаций, оказывающих услуги по проживанию. Депутаты обеспокоились этим фактом, и заявили, что примут все законные меры, чтобы и все остальные средства размещения вошли в федеральный реестр, и собирали введённый горсоветом туристический налог.
Ни отелей, ни кемпингов - зачем Черногорску туристический налог
Также на одной из ближайших сессий депутаты Саяногорска собираются прописать правовой механизм, чтобы денежные средства, собранные с туристов, шли по целевому назначению.
«Буквально в ближайшее время в начале декабря будет согласительная комиссия, где соберутся представители туротрасли. Они хотели бы, чтобы эти денежные средства как-то шли на развитие отрасли», - сообщает Сергей Ряшенцев.
Отношение к новому налогу в самой туристической отрасли, скорее, спокойное. Бурного развития от этого сбора точно не ожидается. Есть и правовые неопределённости. Например, неясно, как взимать туристический налог, если в один номер заселяются несколько гостей, из которых всего один льготник. Беспокоит отельеров и то, что новый налог поставит в более выгодное положение их конкурентов из частного сектора – компании, сдающие квартиры и апартаменты посуточно.
«Тот же туристический налог. Те, кто его введут, получат существенное повышение в цене, хотя он и идет отдельно. Отдых повысится в цене, а отель с этого ничего не получит, потому есть ряд регионов, которые уже отказываются от туристического налога. В итоге нужен сбалансированный бюджетный подход.
Понимаю, задачу государства собрать налоги и понимаю, что все приходят к ним за льготами: от газовиков до отельеров, но нужно выстраивать какой-то баланс. Без него с такой высокой инфляцией мы не можем стабилизировать цены на долго при одной и той же величине», - заявил порталу «Туризм на русском» вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
Тем не менее, об отказе от введения туристического налога официально заявил пока только один российский регион - Сахалинская область. Причиной решения стало отсутствие понимания системы администрирования. Кроме того, введение нового налога требует создания новой системы бронирования и обязанностей хранить в больших объёмах данные о клиентах. Также у представителей местного гостиничного бизнеса появились вопросы о том, как будет происходить обработка налога и ведение отчётности.