Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения ведущего скульптора в Хакасии Андрея Владимировича Секунды. Имя скульптора стало известно в 1973 году, когда движимый патриотическими порывами он приехал на строительство-Саяно-Шушенской ГЭС самой крупной ГЭС в Европе.
Вся многолетняя творческая жизнь скульптора А. В. Секуды была тесно связана с Хакасией и навеяна ее живописной природой, древней историей, народным искусством, фольклором и теперь оно не оставляет этого яркого и самобытного мастера, воспитанника Львовского училища прикладного искусства им. Ивана Труша.
Что касается развития станковой скульптуры в Хакасии, то она в период становления изобразительного искусства в 1920-1950-е годы, не получила определенного развития, если не считать установленных памятников «Погибшим шахтерам» (1935) в Черногорске, В. И. Ленину и И. В. Сталину (1941) в Абакане, а так же С. Орджоникидзе (1941) в п. Сарала Орджоникидзевского района, связанных с осуществлением плана ленинской монументальной пропаганды в СССР.
К первому поколению скульпторов, работавших в 1950 гг. в Хакасии относятся мастера пластики Г. А. Аткнин, А. М. Новоселов, И. Я. Скорый и И. Н. Карачакова. Скульптура этого периода преимущественно развивается в 2-х направлениях: мелкая жанровая пластика и портрет. В 1970-е годы искусство скульптуры Хакасии, продолжало отставать от других видов изобразительного искусства живописи и графики, но все, же в эти годы были установлены в Абакане работы московского скульптора Ю. П. Поммера: памятники В. И. Ленину (1970) и воинам Хакасии, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1976).
С именем Андрея Владимировича Секунды в 1970-е годы связано становление мемориальной скульптуры: установление мемориальных досок и памятников известным людям в Хакасии: депутату Верховного Совета РСФСР И. Ф. Чертыгашеву (1977), Герою Советского Союза М. И. Чебодаеву (1980), строителю магистрали Абакан-Тайшет Д. И. Коротчаеву (1990), общественным деятелям Хакасии В. А. Угужакову и Г. А. Вяткину (1996), призеру Олимпийских игр С. З. Карамчакову (1996) и др. В мемориальных памятниках и досках скульптор, использует твердый камень и мрамор, с которыми сложно работать, но тем самым мастер продолжает древние традиции пластики, которые использовали скульпторы, жившие в Хакасско-Минусинской котловине многие тысячелетия назад.
В 1970-е гг. скульптор А. В. Секунда много работает в области портретного жанра, достигая в созданных образах хакасской женщины силы эмоционального выражения характера, тонкого лиризма и романтической взволнованности. В работе: «Портрет жены» (дерево, 1986), ваятель передает личное отношение к модели и оно переплетается с чертами общезначимыми, свойственными современницам, где в сдержанно-напряженной композиции и энергичных сколах дерева автор дает почувствовать скрытый пламень чувств.
Тот же тип скрытой женской красоты улавливается и в обобщенно-символической работе А. В. Секунды «Портрет хакасочки» (дерево, 1990), где изображена юная девушка, в традиционном, повязанном платке на голове. Работа выполнена в дереве, хорошо зная свойства этого материала скульптор, при пластическом ее воплощении часто исходил из ее физических свойств, которые сохраняют благодаря материалу особую теплоту и трепет жизни. В произведение скульптора мы видим живой и непосредственный характер девушки, хотя чувства ее сдержаны, но оно с большой внутренней теплотой переданы в образе молодой девушки.
В 1980-е годы являясь замечательным портретистом А. В. Секунда пластически цельно и обобщенно, раскрыл характер девушки в работе «Портрет Лены» (гипс, 1989). В образе современницы скульптору удалось передать свободный и независимый характер, где плавные ритмы поверхности, четкий силуэт придают ей некоторую монументальность. При всем лаконизме форм, вылепленной в гипсе, с переданным в пластике ее сильным и бескомпромиссным характером, образ девушки полон женственности и обаяния юности, это возникает, из-за внутренней содержательности и духовной активности вылепленного образа.
В 1990-е гг. А. В. Секунда создает работы в мелкой пластике, которые пронизаны пристальным, глубоким вниманием к национальным хакасским традициям. Стремясь показать духовный мир хакасского народа, скульптор А. В. Секунда создает обобщенные и символические работы, причем, в каждом отдельном случае находят своеобразные композиционные решения, включая предметы и точно выраженные детали, характеризующие определенную среду, навеянные мотивами наскальных рисунков и сюжетами из шаманской религии: «В порыве» (1991), «Шаманка» (1991), «Духи предков» (1991), «Лучник» (1992) и др.
Являясь древним искусством, мелкая пластика на протяжении всей своей истории неразрывно была связана с бытом человека, удовлетворяя практические потребности, выражая эстетические вкусы и его мировоззрение. Хакасское народное искусство, нашедшее выражение в мелкой пластике - деревянной игрушке, в орнаментальной резьбе, украшавшей различные бытовые предметы, ведет свое начало с древних времен. Фигурки различных животных, людей, лодочки, солонки, изготовленные из дерева, имели магическое значение, носили обобщенную форму и условность в изображении.
Таким образом, умение почувствовать пластическое своеобразие натуры и воплотить его в суровом камне или дереве, найти главные контуры образа и в то же время включить в него характерные детали, отличают лучшие произведения скульптора Андрей Владимировича Секунды. Мастер пластики в творчестве находит и новые аспекты выразительности, связанные с изменившимися отношением к материалу, выявляя их свойства и возможности, тем самым обогащая художественный язык в национальной скульптуре Хакасии, где в его творчестве наблюдается широкое жанровое разнообразие - портрет, мелкая пластика, монументальная и мемориальная скульптура.
А. В. Секунда был участником областных и республиканских художественных выставок с 1977 года и является Заслуженным художником Республики Хакасия. И мы от всей души в этот знаменательный день для скульптора, желаем Андрею Владимировичу здоровья и больших творческих успехов на благо нашей Родины - Хакасии.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии
Маина Чебодаева