Кандидат исторических наук Каврис Торбостаев во второй части эксклюзивного интервью 19rusinfo.ru высказал свое мнение относительно развития в России системы образования. В частности, речь шла о необходимости разработки учебных материалов для школьников и студентов.
Кандидат исторических наук Каврис Торбостаев дал эксклюзивное интервью 19rusinfo.ru
Торбостаев отметил, что в мире формируется новое информационно-культурное пространство, и система образования должна шагать в ногу со временем при понимании примерных образовательных парадигм, которые будут в мире через 25-50 лет. К сожалению, значение России на международном образовательном пространстве, в том числе и постсоветском, сейчас сводится к минимуму. Источник проблем, как считает Каврис Торбостаев, главным образом находится не во внешнем мире.
"Проблемы любого государства кроются внутри него самого. Один из самых ярких примеров выстраивания системы образования 20 века – это советская. Она позволила создать в середине прошлого столетия космическую программу, атомную энергетику, одну из самых сложных экономических систем, ВПК, высокий культурный уровень и т.д.
Для укрепления собственного положения в мире необходимы союзники, нужно вкладывать средства внутри страны в человеческий капитал, в науку, медицину и образование. Мы в свое время перешли с советской системы образования к болонской системе образования, которая предусматривает приоритет международных европейских стандартов над национальными. В силу известных причин в апреле 2022 года Россию из нее исключили.
Современная международная обстановка ставит перед Российской Федерацией самые серьёзные вызовы, которые у неё были. Нам придется либо договариваться с коллективным Западом и вновь попытаться вернуться в болонскую систему, либо попытаться построить национальную образовательную систему (как СССР в своё время), либо искать партнёров в Азии. В любом случае реформирование требует значительного вливания финансов, средств, а главное - упускается время как один их главных параметров развития. Худшим, на мой взгляд, будет оставить всё как есть сейчас.
Суверенная система образования должна способствовать формированию гражданственности. При этом только школа и ВУЗы самостоятельно обеспечить конечный результат не смогут. В идеале должна быть гармония интересов личности, общества и государства. Необходимо строить будущее, в котором свое место и свою роль видел бы каждый гражданин России. Обратную сторону мы уже наглядно увидели в прошедшем году в виде сотен тысяч спешно покинувших свою страну специалистов высокого уровня, а также тысяч долларовых миллионеров, осевших в последнее время в ОАЭ.
В первой части нашего интервью мы говорили про введение в образовательную среду в постсоветском пространстве учебника по общетюркской истории. Это один из примеров первоначальных шагов по созданию единого образовательного пространства и международных стандартов обучения. В учебниках же не просто даются цифры и факты, в них заложен смысл и картина мира. Например, по гуманитарным направлениям расписываются примеры и идеалы, с которых нужно брать пример. Как в семье, так и в школе объясняется что такое добро и зло, в чем заключается смысл жизни, как нужно относиться к своей Земле, государству.
Любая система образования ставит перед собой следующие задачи: какой человек нужен государству; кого мы должны получить по итогам десятилетнего обучения в школе; кого мы должны получить после окончания бакалавриата, магистратуры и т.д. На данный момент по этому направлению в нашей стране ведется большая работа. Вместе с тем мир очень быстро меняется, и зачастую мы не успеваем перестроиться в соответствии с требованиями современности",- считает историк.
Комментарии