В Киеве рассчитывают, что им простят 75 млрд долл., но в Европе не все готовы к такой благотворительности
Бюджетное подразделение Еврокомиссии заблокировало предоставление Украине кредита на 1,5 млрд евро из-за опасений по поводу ее финансовой надежности, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на анонимных чиновников. Изначально Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предложил Украине очередной кредит из-за растущих военных расходов и сокращения доходов страны. Гарантии для таких кредитов ЕИБ дает Еврокомиссия, и обычно доля предполагаемых убытков, которую должник не вернет, составляет 9%. Однако в данном случае бюджетные органы ЕК настаивают на ее повышении до 70%.
Представитель Еврокомиссии заявил, что ЕС должен убедиться, что сможет справиться с убытками в случае дефолта Украины. ЕК также ищет альтернативные решения, которые предполагают, что страны ЕС или ЕИБ возьмут на себя часть дополнительных рисков по этим кредитам. То есть в Европе понимают, что эти деньги, Киев, скорее всего, никогда не вернет, и пытаются найти тех, кто готов взять расходы на себя.
А расходов за четыре с лишним месяца накопилось немало. По расчетам РБК на основе данных проекта Ukraine Support Tracker Кильского института мировой экономики, с конца февраля объем международной помощи Киеву превысил 75 млрд. долларов. Правда, эти подсчеты учитывают и обещания, а не только реально перечисленные средства. Крупнейшим донором военной и гуманитарной помощи стали США (25 млрд долл.), финансовой — институты Европейского союза (11,6 млрд долл.)
Объем гуманитарной помощи уже превзошел план ООН по борьбе с коронавирусом (12,9 млрд долл. против 9,5 млрд долл.), военной помощи — военный бюджет Австралии ($34,6 млрд и $31,8 млрд соответственно). Финансовая помощь сопоставима с помощью странам ЕС во время пандемии.
Но здесь нужно учитывать, что если гуманитарная помощь, как правило, безвозмездная, то финансовая — это кредиты и займы, которые нужно отдавать, пусть и не под очень высокий процент. С военной помощью ситуация непрозрачная — какие-то вооружения Украине передают бесплатно, а за какие-то тоже нужно рассчитываться.
Сами украинские власти в конце июня заявляли, что суммарно оказанная и объявленная финансовая помощь составляет около 30 млрд дол. При этом безвозвратные гранты составляют только до трети от этого объема, все остальное — кредиты под низкие ставки и кредитные гарантии. В Киеве утверждают, что это не будет дополнительным бременем для украинской экономики в будущем, поскольку средства предоставляются на долгий срок и под низкий процент.
Но, видимо, в Европе начали понимать, что эти суммы не будут бременем просто потому, что никто в Киеве не собирается их отдавать, рассчитывая, что противостояние с Россией все спишет. Конечно, можно было бы получить задолженность «натурой», например, землей, но кто знает, сколько этой земли останется у Украины через пару месяцев.
Вот и не спешат европейцы раскошеливаться еще больше. Еще в мае Еврокомиссия предложила предоставить Украине кредитную программу на 9 млрд евро. Но 21 июня представитель Еврокомиссии сообщил, что она пока не готова, ЕК надеется доработать ее до конца лета. И хотя поляки и прочие адвокаты Украины требуют скорейшего принятия программы, воз и ныне там. И даже 1,5 миллиарда пока не могут выделить.
Видимо, ищут крайнего и решают, кто будет оплачивать «банкет» — Франция, Германия или все остальные тоже понемногу скинутся. Скорее всего, внутренне европейцы уже записали эти деньги в «безвозвратные потери», вопрос только в том, как много они готовы платить, чтобы поддерживать Украину «столько, сколько потребуется», как обещают канцлер Германии Олаф Шольц и глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
— Когда недавно состоялась встреча «Большой семерки» в Германии, лидеры ведущих западных держав подтвердили свое стремление поддерживать Украину и помогать ей и дальше всеми доступными способами, — пояснил «СП» доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. — В том числе финансовыми средствами, технологиями и вооружениями. Так что такое стратегическое намерение у них есть.
— Но в некоторых случаях возникают закавыки, связанные с техникой предоставления средств. Они хотят добиться от Украины более внимательного отношения к деньгам. Потому что у Киева складывается впечатление, что им дают дотации за то, что они сражаются против России, и они могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Но в случае с ЕС это деньги европейских налогоплательщиков, и им нужна отчетность. Евросоюзу придется потом доложить, куда и как пошли эти деньги. Может быть, их растащат между собой олигархи и чиновники или просто куда-то спустят, и никакого толку от них не будет.
Этот вопрос многие европейцы часто задают. Помогать они помогают, но хотели бы знать, как эта помощь тратится и куда она идет. Потому что все знают, что уровень коррупции на Украине до спецоперации был одним из самых высоких в Европе. Это была одна из основных причин, по которым их не брали в Европу. Украинцам говорили, что сначала они должны побороть коррупцию, мафиозные связи с олигархатом, но сделать этого не получалось.
Спецоперация серьезно поменяла политическое отношение Европы к Украине. Они стали на многое закрывать глаза, предоставили Киеву статус кандидата на вступление в ЕС, это большой политический аванс. Но все же, когда речь идет о деньгах, они все чаще начинают спрашивать Киев, на что они расходуются. И когда они видят, что ответы туманные, они начинают настораживаться, потому что им придется самим отчитываться и перед счетной палатой ЕС, и перед правительствами государств-членов.
Примерно такая же история с санкциями против России. Они ввели уже шесть пакетов, но государства начинают спрашивать, а какова их эффективность, и кто больше страдает — Россия или сама Европа, где растут цены на бензин, ЖКУ и так далее. Приходит время, когда нужно отвечать за принятые решения. Поэтому европейцы начинают более серьезно относиться к деньгам, которые они выделяют Украине.
Как видим, по этим полутора миллиардам уже возникло понимание, что им не отдадут половину, а то и больше. А ведь это деньги кредитные. Да, ставка совсем не велика, в Европейском банке она сейчас на уровне 1%, по сути, это деньги, которые даются просто взаймы. Но вернуть их все же желательно, и европейцы пытаются понять, насколько это реально. Пока Украина не дает ясного понимания того, отдаст ли она когда-то эти средства или они растворяться на ее территории.
«СП»: — Как долго Европа готова финансировать Украину?
— Обеспокоенность в Брюсселе нарастает, но это вовсе не значит, что Европа перестанет поддерживать Украину. Стратегически они готовы и дальше следовать этим курсом. Думаю, новый премьер Великобритании, кто бы им ни стал, также будет продолжать поддержку Украины. Но это не мешает все больше тревожится за правильность расходования этих средств. Деньги немалые, на дороге не валяются, тем более что страны ЕС и сами сейчас переживают не самые легкие времена — инфляцию, сокращение рабочих мест, падение доходов населения. Европейскому руководству и перед своими гражданами тоже нужно отчитаться.
«СП»: — Могут ли Украине просто списать все эти миллиарды?
— Такие прецеденты, конечно, бывали. Взять хотя бы план Маршалла, в рамках которого были списаны значительные средства. И в отношении африканских, латиноамериканских и азиатских бедных стран также кредиты не раз прощались. Это такое бремя, которое Евросоюз, как богатая организация вынуждена нести по отношению к бедным.
Да и вспомните, сколько мы сами списали миллиардов долларов бедным африканским странам. Кредиты накапливаются, мы понимаем, что они никогда их не вернут. Чтобы они не лежали мертвым грузом на балансе и не отягощали наши отношения, мы их тоже списываем.
Очевидно, что Украине значительную часть долгов простят, потому что есть понимание того, что она не сможет отдавать деньги, когда ей самой нужно более 500 миллиардов на восстановление по предварительным расчетам. Наоборот, придется давать им еще больше. Но тем не менее, европейцы хотят хотя бы на бумаге прописать, что при каких-то обстоятельствах украинцы будут возвращать эти деньги.
«СП»: — Могут ли от Украины потребовать возвращения этих средств активами, например, землей?
— Выделение денег под такие серьезные активы, как земля — это закабаление. Раньше и Владимир Зеленский, и украинское правительство относились к этой идее отрицательно. Все-таки землю нельзя закладывать или раздавать направо и налево, потому что это главное достояние любого государства. Возможно, ее можно сдавать в аренду на каких-то условиях, но сегодня на Украине нет закона, который позволяет долгосрочные концессии иностранным инвесторам. Я скептически смотрю на такую вероятность. Возможно, кто-то и хотел бы такого развития событий, но, думаю, Киев на это не пойдет.