Даже Запад не уверен, что безопасность морских перевозок зерна сквозь минные заграждения Украина способна обеспечить, вообще не имея тральщиков
2 августа в Стамбул из Одессы прибыло судно «Разони» под флагом Сьерра-Леоне. На борту сухогруза 26 тысяч тонн украинской кукурузы. Таким образом, началась практическая реализация международной «Инициативы по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины», в подготовке которой наряду с Россией и Турцией приняла участие даже ООН.
Еще 16 судов под различными флагами сейчас под погрузкой у причалов Одессы. Но слишком много опасений, что этот транспортный конвейер способен легко и внезапно застопориться. Потому что в непосредственной близости от килей громадных зерновозов на якорях мерно покачиваются старые морские мины, еще в начале нашей спецоперации на Украине рядом с собственными пляжами установленные ВМСУ ради защиты Одессы, Очакова, Черноморска и Южного от высадки российского десанта. Стоит одной из этих «рогатых смертей» неожиданно рвануть — и вся с таким трудом организованная транспортная коммуникация, за которой сейчас следит весь мир, надолго встанет.
Выходит, ключевая проблема: так ли надежны организованные Украиной и ею же тщательно охраняемые фарватеры в ее минных полях? Если ответ окажется отрицательным — один или несколько огромных зерновозов могут отправиться на дно прямо на выходе из одесского порта.
Скажите: «Быть не может?». Но почему?
Всего, по данным ЦОС ФСБ, еще в начале весны по приказанию Киева в северо-западной части Черного моря украинскими военными было установлено «около 420 мин устаревших типов ЯМ (якорная мина) и ЯРМ (якорная речная мина), произведенных в первой половине XX века». Москва с самого начала утверждала, что эти собственные украинские мины — в действительности единственное препятствие для вывоза их же экспортного зерна за границу.
Больше никто и ничто вывозу товара не мешает. Потому что за минувшие полгода со стороны Черноморского флота России не зафиксировано ни единого случая остановки и досмотра каких-либо иностранных судов в своей зоне оперативной ответственности.
Тем не менее, долгая дипломатическая канитель, в которую оказался втянутым даже генсек ООН Антониу Гутерриш, продолжалась все минувшие после февраля месяцы. Сложность была не только в организации безопасных фарватеров в минных полях и лоцманской проводки через них зерновозов. Следовало еще убедить в надежности маршрута крупнейшие иностранные страховые компании, без финансовых гарантий которых никто бы за такие перевозки через зону ожесточенных боевых действий не взялся бы.
Не знаю, нашлись ли у заинтересованных лиц достаточные аргументы? Или страховщикам те, которых вы и сами знаете, просто выкрутили руки. Но как бы там ни было, сухогруз «Разони» по какому-то фарватеру из Одессы все-таки прошел. И, если разобраться, огромная загадка: как Киеву удалось расчистить ему путь?
Потому что на любом нормальном флоте такую боевую работу поручают экипажам морских тральщиков. Но ни единого тральщика в составе ВМСУ не осталось. Если не считать спущенного на воду почти сорок лет назад «Геническа», крохотного речного кораблика проекта 1258 (шифр «Корунд», англ. Yevgenia class по классификации НАТО), который базируется в Очакове, но давно носу не кажет оттуда.
Хоть сколько-нибудь разумных вариантов появления секретного фарватера возле Одессы всего два. Первый: еще в феврале-марте при установке минных заграждений их периметры предусмотрительно были четко нанесены на карты с обозначением заранее предусмотренных безопасных проходов для своих. Однако сомневаюсь, что в ВМС Украины остались специалисты-минеры достаточной для этого квалификации. Тогда нельзя быть уверенным, что отмеченные на картах ВМСУ «проходы» в минных полях стопроцентно соответствуют их реальным координатам.
Вариант № 2: один или несколько фарватеров уже нынешним летом были обеспечены боевыми пловцами подразделения подводного разминирования дислоцированного в Очакове 73-го морского центра специальных операций ВМСУ. Что даже более вероятно, чем история с картами минных полей.
В том, что так, скорее всего, дело и было, убеждает тот факт, что в конце июля, после того, как наши войска оставили расположенный под Одессой остров Змеиный, украинские спецназовцы 73-го морского центра были одними из первых, кто возвращал его под руку Киева. Их задача была до подхода основных сил обследовать глубины прибрежной зоны Змеиного на предмет обнаружения мин, которые могли там установить русские.
Что примечательно: есть сведения, что вместе с украинцами эту задачу выполняли и британские подводные пловцы. Как пишет лондонское издание «The Sun», «британский спецназ готовил украинских спецназовцев к восстановлению контроля над островом Змеиный. Special Boat Service, подразделение специального назначения Королевского флота, якобы показало украинским войскам, как пользоваться подводными аппаратами в стиле Джеймса Бонда. Эти транспортные средства, известные, как водолазные двигательные установки или морские скутеры, предназначены для перевозки водолазов из отряда боевых пловцов или морского спецназа под водой на большие расстояния».
Издание не смогло подтвердить, что в операции украинских военных принимали участие и представители британского спецподразделения. Однако сведения о вероятном задействовании спецподразделений одной из стран НАТО, пишет газета, появились буквально на следующий день после высадки украинских военных на Змеином.
Если у наших противников все получилось в прибрежных водах Змеиного, то почему бы им было не повторить то же самое и в минных полях под Одессой?
Только вот ведь какая штука: очень вероятно, что в любом случае получившиеся у ВМСУ фарватеры для зерновозов особой надежностью не отличаются. Просто по причине ненадежности якорных устройств самих старых-престарых мин типов ЯМ и ЯРМ, выставленных в северо-западной части Черного моря. Уже не одна и не две из них штормами сорваны с места и ушли в беспорядочный и никем не контролируемый дрейф. Их не раз обнаруживали и у берегов Турции, и у пляжей Румынии.
Да и сама Украина в последнее время немало претерпела от собственноручно созданной ею опасности для судоходства. Так, 28 июля в устье Дуная при столкновении с дрейфующей миной подорвалось украинское малое гидрографическое судно «Шляхович», которое промеряло глубины в этой реке. А 31 июля недалеко от дунайского устья Быстрое «вне маршрута движения судов» получил пробоину лоцманский катер «Орлик» филиала «Дельта-лоцман» Ассоциации морских портов Украины.
Где гарантия, что подобного же ЧП не случится и под днищем какого-нибудь из иностранных зерновозов в момент прохода им «безопасным маршрутом» из Одессы? Такой гарантии нет и быть не может при сложившихся условиях. Но под сильнейшим давлением заинтересованных политиков морякам и страховым компаниям приходится рисковать. Не исключено — за дополнительные огромные деньги. Только вряд ли это нормально.
А вот чтобы у Киева с фарватерами и минными постановками впредь получалось «не хуже, чем у людей», Запад уже пообещал в ближайшее время срочно передать ему настоящие, а не «игрушечные» тральщики. Об этом 1 августа сообщил посол Украины в Британии Вадим Пристайко.
По информации посла, «таких кораблей будет несколько». На одном из них уже проходят обучение украинские военные, которые учатся «управлять кораблем и оружием».
Пристайко напомнил о ранее подписанном с Лондоном соглашении, по которому Украина получит кредит в размере £1,7 млрд. на десять лет для строительства восьми ракетных катеров, поставке и установке вооружения на имеющихся кораблях, приобретения у Великобритании двух тральщиков и создания двух военно-морских баз в Азовском и Черном морях.
Ну, вопрос с украинскими базами для ВМСУ, видимо, окончательно сняла российская спецоперация. Поскольку боевых и вспомогательных кораблей у Киева уже практически не осталось. А значит, и базы им ни к чему. Особенно — на Азовском море, все побережье которого теперь принадлежит исключительно России.
Однако в свете разворачивающейся почти детективной истории с экспортом украинского зерна тральщики Киеву, как уже сказано, все же нужны.
Ранее пресс-служба ВМС Британии сообщала, что Лондон намерен передать Украине тральщики «Ramsey» и «Blyth» класса «Sandown». Срок службы обоих превышает 20 лет. Посему эти бывшие «пахари моря» давно списаны в резерв.
Принципиальное решение об этой сделке, насколько известно, было принято еще прошлым летом во время визита в Одессу британского эсминца «Defender». Переговоры, вероятно, шли ни шатко, ни валко. Поскольку, по мнению англичан, Киев должен заплатить Лондону за этот «плавучий утиль» немалые деньги. Пусть и взятые у Британии же в кредит.
Однако ситуация с крайне ненадежными фарватерами взяла переговорщиков за горло. И им приходится торопиться.
Только что же получится, когда, допустим, как-нибудь быстренько переименованные на украинский манер «Ramsey» и «Blyth» впервые войдут в Черное море? Как им от Босфора пробираться в Одессу?
Ведь про российские гарантии украинским тральщикам в подписанном на днях в Стамбуле «зерновым» соглашениям ничего не сказано. Не трогать мы обязались только отправляющиеся из портов «незалежной» сухогрузы. А боевые корабли под флагом ВМСУ — наша законная цель. Пусть даже каждая из них совершенно крохотная, всего 52 метра в длину и 10 в ширину. И почти беззащитная (на баке одна-единственная автоматическая 30-мм артиллерийская установка).
Да и с самой Одессой проблемы у Украины только нарастают. В Киеве только и разговоров о том, что в последние недели русские принялись открыто и резко наращивать свою группировку под Херсоном, явно собираясь ударить по Николаеву и Очакову. Говорят, войсковые колонны со стороны Крыма пошли непрерывным потоком. А Одесса как раз за перечисленными городами.
Таким образом, вовсе не исключено, что к моменту прибытия британских «подарков» с украинскими экипажами в Черное море на предназначавшихся для них причалах будут реять российские флаги.
Впрочем, тогда и минами в этих водах займутся другие. И экспортом местного зерна — тоже. А досадная обязанность возвращать Лондону кредит за тральщики у Киев все же наверняка останется.