Беспилотники, созданные Пекином, покупают вчерашние американские сателлиты
Китайские военные инженеры одержали еще одну победу над американскими. Китай представил беспилотный вертолет, которым оснастят авианосцы. Дрон будет патрулировать китайские моря и заниматься военной разведкой.
Чудо-беспилотник может летать даже со сломанным двигателем
Китай заявил об успешном испытании нового беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки AR-500CJ. Беспилотный вертолет будет нести службу на крупных надводных кораблях китайских ВМС — в том числе на авианосцах.
Сообщила о летных испытаниях Корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC). Завершены стадии проектирования и опытного производства, и беспилотник совершил свой первый полет в уезде Поян внутренней провинции Цзянси.
Во время испытательного полета AR-500CJ был оценен на предмет его способности взлетать, зависать, совершать прямой полет, маневрировать и приземляться. Также была оценена способность беспилотника восстанавливать работоспособность после имитируемого отказа двигателя.
Корпорация добавила, что вертолет будет подвергнут дополнительным функциональным и эксплуатационным испытаниям в различных точках Китая. «Беспилотник завершит летную квалификацию к 2023 году», — говорится в официальном заявлении AVIC.
Вертолет был разработан компанией China Helicopter Research and Development Institute (CHRDI). Еще в 2020 году эта фирма представила первые беспилотники семейства AR-500 — тогда в воздух поднялись модели AR-500B и AR-500C.
Нынешний дрон, по заверениям китайских разработчиков, всесторонне улучшен в сравнении с предыдущими моделями. По данным американского военного агентства Janes, дрон может развивать скорость до 170 км/ч, а максимальная дальность действия беспилотника — 200 километров.
В воздухе дрон может пробыть до 5 часов, взяв на борт полезную нагрузку до 80 килограммов. За счет использования современных композитов масса вертолета — всего 500 килограммов.
Беспилотник можно использовать для патрулирования акватории, разведки, целеуказания.
Китайские дроны в 4−5 раз дешевле американских
Китай с уверенностью можно назвать нацией дронов. Недавние военные учения в Тайваньском проливе продемонстрировали, насколько велик арсенал используемых Китаем беспилотников.
Эксперты агентства Janes идентифицировали как минимум 3 вида дронов — это TB-001, BZK-005E («Длинный орел») и FL5A (он же «Барражирующий дракон»). Все они используются для наблюдения, визуальной и радиоэлектронной разведки.
«Длинный орел», скажем, по габаритам ничем не уступает боевым самолетам: длина дрона — более 10 метров, а размах крыльев — более 18 метров. Такой беспилотник может поднимать на высоту до 7,5 километров 370 килограммов полезной нагрузки.
Стремительно растущая индустрия дронов в Китае — это вызов прежде всего для США, которые привыкли доминировать на рынке беспилотников. Модели американского производства, такие как MQ-1 Predator, MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk, были закуплены многими странами.
Теперь же даже вчерашние американские сателлиты покупают дроны у Китая. Китайские дроны значительно дешевле, при этом их качество ничем не уступает качеству американских.
Скажем, китайская Академия аэродинамики разработала огромную линейку беспилотников Caihong («Радуга»), которые сейчас закуплены многими странами — в их числе Ирак, Пакистан, Бирма, Египет, Алжир, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ и другие.
Самым популярным экспертным продуктом был беспилотник с пропеллерным приводом Caihong-4. По сути, это китайская версия американского MQ-9 Reaper. Только при аналогичных возможностях дрон из Китая значительно дешевле: американский беспилотник стоит $20 миллионов, а китайский — всего $4 миллиона.
Такое же сравнение дает, скажем, китайского беспилотника Wing Loong, который стоит всего $1 миллион. Американский аналог — MQ-1 Predator — обойдется покупателям уже в $4 миллиона.
Американцы загнали своих партнеров в экспортную ловушку
Более низкие цены — не единственная причина увеличения продаж беспилотников из Китая. Быстро растущая доля китайских продаж связана с ограничениями, которые действуют в США в течение многих лет.
Еще в 1987 году США подписали «Режим контроля за ракетными технологиями». Это добровольный пакт 35 стран, направленный на предотвращение массового распространения ракет и дронов.
В настоящее время, согласно соглашению, беспилотные летательные аппараты, которые могут пролетать более 185 миль (300 километров) и нести полезную нагрузку свыше 1100 фунтов (500 килограммов), определяются как крылатые ракеты. Таким образом, MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper подпадают под действие этих правил и мер контроля.
США не решаются продавать беспилотники со смертоносными возможностями другим странам, особенно на Ближнем Востоке. Американцы боятся, что дроны могут попасть не в те руки и бросить вызов доминированию Израиля в регионе.
Фактически, единственной страной, кроме США, которая использует вооруженные беспилотники американского производства, является Великобритания.
Китай, с другой стороны, не ограничен «Режимом контроля за ракетными технологиями», поскольку он никогда не подписывал этот пакт. Китайская продукция не находится под строгим экспортным регулированием и контролем, как американские беспилотники.
Чем больше дронов Китай продает странам, которые считаются партнерами США, тем меньше они будут зависеть от американцев и тем больше сближаться с китайцами.