Взамен перебитых в спецоперации летчиков Повітряних сил ВСУ американцы собираются бросить в бой с русскими афганских пилотов и их боевые машины
29 августа некий неназванный «военно-дипломатический источник» в Москве подтвердил агентству РИА-Новости то, о чем мир и без него давно догадывался: способных воевать боевых летчиков в украинской армии почти не осталось. За минувшие полгода спецоперации они погибли в воздушных боях, от огня зенитных ракетных комплексов ВС РФ и во время наших ракетных ударов высокоточным оружием по аэродромам незалежной.
«Весь сколько-нибудь квалифицированный летно-подъемный состав бывших воздушных сил Украины — самолетов МиГ-29, Су-27 и Су-25 — эффективными действиями российских ВКС и средств ПВО фактически ликвидирован», — сообщил собеседник агентства.
При этом, естественно, в пламени боевых действий давно сгинула и почти вся накопленная к февралю «матчасть» Повітрянiх сил. Но если бывшие советские новые самолеты и вертолеты Запад еще худо-бедно в режиме пылесоса кое-как собирает для Киева по всему миру и ставит в строй, то вот с пилотами для новых машин куда как сложнее.
На Украине плановую подготовку пополнения для боевой авиации проводить совершенно негде. Единственный профильный военный вуз Украины — Харьковский национальный университет Воздушных Сил ВСУ имени Ивана Кожедуба — был предусмотрительно уничтожен Россией в числе первых. Еще 3 марта 2022 года, на исходе первой недели спецоперации, массированным ударом крылатых ракет он был практически стерт с лица земли.
Уцелевших курсантов старших курсов, успевших в мирное время приобрести кое-какой налет, досрочно произвели в лейтенанты, посадили за штурвалы и отправили в бой с русскими. Совсем худо подготовленные и не совершенно имевшие опыта воздушных боев, они, как правило, погибали на первом-втором вылете. Поэтому и этот резерв к сегодняшнему дню можно полагать уже исчерпанным до донышка.
«Дотягивать» младшие курсы национального университета до офицерского уровня, как уже сказано, с начала марта в Харькове просто негде. Все сгорело и разрушено. Да и линия фронта давно проходит почти по окраинам этого города.
Что остается Киеву? Единственное: как и дополнительные самолеты и вертолеты, экипажи для них тоже подыскивать за рубежами незалежной. Есть сведения, что к этому режим Зеленского и его западные союзники, уже тогда осознавшие, к какой кадровой пропасти в области военной авиации стремительно несется Украина, приступили буквально с первых дней развернувшейся битвы. Во всяком случае, сам Зеленский еще 13 марта 2022 года высказался так: «Мы даже нашли пилотов, готовых стать гражданами Украины, чтобы нам помочь. Сам народ, живущий во всем мире, готов был предоставить Украине альтернативу закрытию неба. Все готовы, но не те, кто принимает решение», — говорит президент.
Если попытаться этот словесный сумбур недавнего комика, волею судьбы ставшего Главковерхом в своей стране, перевести на «русско-военный», то выяснится: вероятно, через свои посольства еще с начала минувшей весны Украина начала энергично вербовать за границей иностранных пилотов-наемников.
Ах, для этого ей необходимы немалые деньги, поскольку даром лезть под русские С-300, С-400, «Буки» и «Торы» среди готовых переквалифицироваться в «диких гусей» иностранных военных летчиков дураков все же нема? Так гроши к февралю уже были, не сомневайтесь. Их практически неиссякаемый источник — в нашей стране каждому известно где.
Главная трудность, если по-Зеленскому, в том, что даже полные политические подкаблучники США на Западе из-за боязни дополнительных обострений отношений с Москвой боязливо ежатся, когда им Вашингтон выкручивает руки, заставляя отправлять на Украину кандидатов в «дикие гуси». В передовиках тут разве что Польша.
Во всяком случае, по сведениям процитированного выше РИА-Новостями «военно-дипломатического источника», попытки стран Запада набрать по контракту летчиков самолетов советского производства в Польше провалились. А немногие согласившиеся поляки «уже в могилах и больницах», рядом со своими украинскими коллегами.
Поэтому пытливые взоры вашингтонских вербовщиков с начала нынешнего лета обратились к год назад покинутому в беспорядке бежавшей американской армией Афганистану. Вернее, к нескольким сотням военных пилотов, которые летом 2021-го перед лицом неизбежного краха союзного Вашингтону режима в Кабуле в полной панике перелетели в Таджикистан и Узбекистан.
Всего тогда на аэродромах бывших советских республик Средней Азии оказалось, по информации спецпредставителя президента России по Афганистану, директора департамента МИД РФ Замира Кабулова, «около 60», а в Узбекистане — «около 40−50» чужих военных самолетов и вертолетов.
О том, каким образом Соединенные Штаты собираются хотя бы часть этого технического добра, после годичного простоя не потерявшую летной годности, перебросить на подмогу Киеву, «Свободная пресса» 17 августа подробно рассказала в статье «США бросают десятки бывших афганских транспортно-боевых Ми-17 в битву за Украину». Теперь из сообщения РИА-Новости следует, что то же самое американцы намерены проделать и с афганскими экипажами.
Вообще-то с теми давно отчаявшимися людьми, общее число которых вместе с семьями превышает 450 человек, у Вашингтона не должно возникнуть проблем. На родину для них путь закрыт потому, что воцарившиеся в Кабуле талибы* давно мечтают каждому такому оторвать голову. Слишком много бедствий бородачам-исламистам доставили эти летчики, когда воевали против Талибана плечом к плечу с американцами.
Собственно, потому-то год назад они и перелетели в Таджикистан и Узбекистан, что понимали: дома пощады не будет. Предусмотрительные янки в ноябре 2021-го через Объединенные Арабские Эмираты всех перевезли в Штаты. Надо думать — месяцами беглецов бесплатно кормили-поили. А теперь, похоже, требуют отработать затраченные на кормежку денежки в небе Украины. По логике — каждый на одной из тех боевых машин, на которых привык и умеет летать.
Ну, не переучивать же, в самом деле, этих афганцев на другие типы «літаків і вертольотів»? Все равно, по сути, — расходный материал, которому недолго доведется повоевать с русскими, если исходить из трагической боевой биографии их украинских и польских предшественников.
Таким образом, на что в случае успеха этой операции в военно-техническом смысле вправе рассчитывать Киев? Иными словами — какую боевую технику он может получить от Штатов вместе с беглыми афганцами?
Тут уместно вспомнить еще в прошлом году обнародованный западными СМИ телефонный разговор одного из этих военных, находившегося тогда на территории Узбекистана. Он, в частности, рассказал, что среди 465 его коллег в этой республике «около 15 летчиков, которые летали на легких штурмовиках A-29 Super Tucano, 11 летчиков, которые летали на вертолетах UH-60 Black Hawk, 12 летчиков, которые летали на вертолетах MD-530. И много — летавших на вертолетах Ми-17».
Понятно, что после переправки этого контингента на Украину проще всего будет как раз с экипажами Ми-17. Потому что это экспортная версия прекрасно известного во всем мире еще советского военно-транспортного Ми-8. Таких и в Повітрянiх силах к началу спецоперации было полно. Кое-какие ошметки, вероятно, осталось и к сегодняшнему дню. Так что тут буквально — сел в кабину и полетел. Потому что одна модель от другой по большому счету отличается лишь двигательной установкой.
А вот что делать с пилотами бывших афганских штурмовиков A-29 Super Tucano? А еще — с экипажами переделанных в ударные двенадцати турбовинтовых машин типа Cessna 208 Caravan бывшего авиационного крыла специального назначения ВВС Афганистана?
Подозреваю, что где-нибудь в небе над Николаевщиной или Харьковщиной дело скоро найдется и для них. Вот как только эти самолеты США, наплевав на возражения Москвы, заберут у Душанбе и Ташкента, так сразу и найдется.
Между прочим, вариант с пополнением наголову разгромленных Повітрянiх сил зарубежными турбовинтовыми ударными машинами, давно созданными для противопартизанской борьбы, не такая уж и фантастика. Киев рассматривал ее всерьез задолго до начала нашей спецоперации на Украине.
В частности, в 2019 году в Бразилию присмотреться к Embraer EMB-314 Super Tucano лично летал тогдашний командующий ВВС Украины генерал-полковник Сергей Дроздов. Между прочим, летчик-снайпер, имеющий более 2000 часов налета на таких машинах, как Л-39, Ан-26, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Ми-8.
Чем даже столь знающего украинского специалиста заинтересовал производимый в Бразилии Super Tucano? Прежде всего, тем, что это хотя и тихоходная, но достаточно эффективная и весьма неприхотливая боевая машина.
Ее боевая нагрузка более чем прилична по сравнению даже с современным боевым вертолетом — до полутора тонн свободнопадающих или корректируемых авиабомб, пара ракет «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder или MAA-1 Piranha, четыре блока 70-мм неуправляемых ракет, два пулемета и скорострельная пушка. Гонять таким оружием не имеющих серьезной ПВО повстанцев по джунглям и болотам или душманов по горам Афганистана — милое дело.
К тому же, как указывают авиационные спецы, навести по тепловому следу зенитную ракету на Super Tucano многократно сложнее, чем на куда более могучий его реактивный аналог вроде Су-25. А высокая маневренность и возможность вообще выключить двигатель и уйти от удара высокой бочкой со сваливанием на крыло — более чем реальна. При этом малый силуэт «бразильца» усложняет и визуальное прицеливание оператора ПЗРК.
Словом, из Латинской Америки генерал-полковник Дроздов уезжал обнадеженным. Что в 2019-м особенно важно было для Киева, готовившегося в ту пору воевать не столько с Россией, сколько с Донбассом, — на мировом рынке Super Tucano стоит порядка 15 миллионов долларов, что кратно дешевле любого реактивного штурмовика.
Впрочем, сегодня даже этот аргумент про потенциально невысокую стоимость поршневого штурмовика для Киева рассыпается в прах. Потому что если речь пойдет о бывших афганских машинах — то это вообще даром. А пилоты, как уже сказано, просто прилагаются заботливыми Штатами. Только воюй с русскими и ни о чем не думай!
Могут эти «подарки» реально помочь ВСУ на поле боя, если все же доберутся до Украины? В чем-то — наверняка.
Бить по тылам русских им точно не поручат. Потому что, с учетом могущества нашей ПВО в тех краях, для летчика и его Super Tucano такой вылет — это гарантированный билет в один конец. А вот работать по целям на передовой — очень даже возможно. Воюют же таким образом до сих пор на линии фронта немногочисленные оставшиеся в строю Ми-8.
Тут главное — ударить и вовремя смыться. Так у Super Tucano максимальная скорость ровно в два раза больше, чем у Ми-8.
Еще вопрос: а не будут ли «подарки» из Афганистана попросту «убиты» нашими ракетами на аэродромных стоянках? Полагаю, Киев такой вариант тоже заботит. Наверное, именно поэтому в последние месяцы там активно взялись за восстановление военного аэродрома Мартыновка близ города Вознесенск в Николаевской области.
Особый интерес для ВСУ на этой авиабазе представляют мощные укрытия для самолетов, некогда в советские времена построенные для 642-го гвардейского Братиславского Краснознаменного истребительного авиационного полка. После распада СССР полк перешел под крыло Киева. А в 2003 году его расформировали.
С той поры в самолетных ангарах и на ВВП хозяйничали мародеры. Но вот в последнее время, как уже сказано, в Мартыновке закипела работа. Это ли не верный признак, что там ждут скорого пополнения Повітрянiх сил. Очень даже возможно, что и Super Tucano тоже.
* Движение «Талибан», талибы — решением Верховного Суда РФ признано экстремистской и/или террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена