В России создан координационный совет по обеспечению потребностей Вооружённых сил. Теперь есть надежда, что снабжение армии будет делом не только самой армии и отдельных энтузиастов-добровольцев, а государственной задачей. Давно пора.
Главой координационного совета стал премьер-министр Михаил Мишустин, его заместители – Дмитрий Григоренко и Денис Мантуров. Так как Григоренко возглавляет аппарат правительства, а Мантуров отвечает за промышленность, включая военную, можно сказать, что правительство мобилизовано. За обеспечение безопасности в регионах России отвечает мэр Москвы Сергей Собянин – первый среди равных губернаторского корпуса.
Путин объяснил, зачем нужен координационный совет
На первом заседании координационного совета Владимир Путин потребовал "более реалистичной оценки ситуации". Он сказал:
Нам необходимы более высокие темпы работы по всем направлениям и предельно реалистичная оценка ситуации, положения дел в целом. Это касается не только непосредственно специальной военной операции, это касается всей нашей работы практически по всем направлениям.
Слова президента немедленно получили различные толкования. Источники Царьграда на Старой площади восприняли их как указание: президент понимает, что в ходе СВО ему не раз пытались докладывать о происходящем по известному принципу "все хорошо, прекрасная маркиза, за исключением пустяка". Недостаток информации о том, насколько ситуация на самом деле серьёзна и отличается от планов и прогнозов, вполне мог приводить к неверным решениям.
Путин призвал "всех настроиться на содержательную работу в новом формате" и не прятаться за формальностями и стандартными бюрократическими процедурами. "Именно для того, чтобы все вопросы решались быстрее и эффективнее, мы и создали такой механизм, как координационный совет". В этих словах – указание на то, в чём состоит отличие системы управления страной до 21 октября, до указа о создании координационного совета, и после 25-го, после первого заседания этого совета.
До 21 октября СВО была делом нескольких ведомств, в первую очередь Министерства обороны и Росгвардии, в определённой степени – администрации президента. Правительство и система управления в целом занимались многими проблемами, среди которых были столь же значительные (с точки зрения чиновничьего корпуса), как СВО.
Что теперь? Теперь работа на армию, на фронт – это дело не отдельных ведомств, а всей государственной машины. И подобно тому, как русская армия получила наконец-то единое командование, получает единое командование ради достижения одной цели весь тыл. Точнее, вся Россия превращается в тыл действующей армии – пока идут военные действия, задача номер один – снабжение тех, кто ведёт бой.
Как это поняли эксперты
В общем-то, принятое президентом решение – именно то, которое давно предлагали патриоты. Известный политолог Алексей Чадаев, например, уже несколько месяцев твердит о необходимости превращения правительства России в Государственный комитет обороны – по образцу системы управления времён Великой Отечественной войны. ГКО необходим хотя бы для того, чтобы выстроить на всех уровнях управления систему приоритетов: вначале снабжение армии всем необходимым, потом всё остальное.
Разумеется, решение Владимира Путина получило не только совершенно положительные, но и скептические оценки.
Политолог Глеб Кузнецов пишет:
Судя по всему, на ковиде была отработана универсальная управленческая модель для долгой чрезвычайной ситуации. И сейчас мы видим её творческое развитие уже на новом кризисе.
– Больше тематической власти и полномочий главам субъектов.
– На федеральном уровне — две координирующие (но по разным темам) структуры – Собянина (помните, была такая "рабочая группа госсовета по противодействию распространения коронавирусной инфекции", акцент на регионы и глав) и Мишустина (акцент на ведомства).
– Мобилизованные – люди переднего края – аналог ковидных врачей, им надо дать денег (много) и обеспечить всем необходимым…
– "Меры" колеблются от региона к региону. Универсального подхода нет. Прямая цитата: "Действия глав регионов должны соответствовать обстановке в том или ином субъекте федерации".
Намек политолога очевиден: во время борьбы с пандемией мы видели слишком много очковтирательства и недостаточно много эффективных решений. Видели бравые отчёты и при этом далеко не всегда понимали, что на самом деле происходит.
Либо народная война, либо поражение
Что будет теперь? Для экспертов очевидны две вещи.
- За большую часть работы с населением, включая все меры по проведению частичной мобилизации и обеспечению безопасности в регионах России, отвечают губернаторы.
- Единая система снабжения армии должна появиться. Но от решения о создании ГКО до этой единой системы – "дистанция огромного размера"
Как бы то ни было, слова "всё для фронта, всё для победы" витают в воздухе.
Можно ли делать из этого вывод, что экономику страны переведут на военные рельсы, покажет время. Точнее сказать, время покажет, что сегодня понимает государство под переводом экономики на военные рельсы и мобилизацией.
Беда в том, что мобилизация и работа в стандарте ГКО противоречит тем установкам, которые до сих пор господствовали в нашей внутренней политике. По сути, до сих пор администраторы внутренней политики требовали, чтобы большинство населения страны могло не обращать внимания на происходящее на Украине. Чтобы политически в России не закачивалось время "до войны". Как уже писал Царьград, по мнению администраторов, несмотря на мобилизацию, люди должны понимать, что мы живём как обычно. По большому счёту, происходящее на Украине не должно сказываться на внутренней политике.
Теперь, хочется верить, это отношение начало меняться. Лучше всего это видно на примере выступлений первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко. Выступая на форуме классных руководителей, он сказал (кстати, совершенно неожиданно для многих):
Россия всегда выигрывала любую войну, если эта война становилась народной. Так было всегда. Мы обязательно выиграем и эту войну: и "горячую", и экономическую, и ту самую психологическую, информационную войну, которая ведётся против нас. Но для этого необходимо, чтобы это была именно народная война, чтобы каждый человек чувствовал свою сопричастность.
Чтобы каждый чувствовал сопричастность, необходимо отказаться от мысли, что этот "каждый" может жить так, как будто никакой войны нет. Или есть где-то далеко на западной границе, не совсем война, скорее "специальная военная операция", и ведут эту войну те, кому положено, обыватель может не заморачиваться.
Что с того?
Чтобы каждый чувствовал свою сопричастность, государству недостаточно создать координационный совет. Государству необходимо изменить все существующие подходы к внутренней политике и взаимоотношениям со всеми группами в обществе. Государство создало аналог ГКО для снабжения армии – это прекрасное, верное, назревшее решение. Но это решение не может считаться окончательным, пока не создан аналог другого важнейшего института во время Великой Отечественной войны – Совинформбюро. Чтобы каждый понимал, что участвует в народной войне, – нужна государственная машина военной пропаганды.