Проблемы с Польшей можно решить нашими военными кораблями в портах США, опыт есть
На фото: Смотр Черноморского флота в 1849 году, картина (Фото: Общественное достояние картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году)

Возрождение флота после Крымской войны резко усилило роль России в мировой политике

В 1853—1860 годах в истории русского флота произошло несколько вроде бы взаимоисключающих друг друга событий. В ходе позорно проигранной Крымской войны русский флот с блеском выиграл одно сражение (Синопское), и не проиграл ни одного. Мало того, союзным флотам не удалось потопить ни одного русского корабля. В ходе нападений в 1854—1855 годах на Свеаборг на Балтике и Петропавловск на Тихом океане русские корабли совместно с береговой артиллерией успешно отразили нападения англо-французов и, можно сказать, выиграли эти сражения по очкам (с обеих сторон не было потоплено ни одного корабля).

В 1854 году весь Черноморский флот был затоплен русскими адмиралами в Севастополе. Балтийский флот практически не пострадал в Крымскую войну, но к 1856 году представлял собой кучу деревянного хлама. Его большую часть составляли парусные корабли и несколько колёсных пароходов.

Они не могли защитить родные берега от британских и французских броненосцев и были не в состоянии действовать на океанских коммуникациях вероятного противника. Тем не менее русские парусные корабли на Балтике были исключены из состава флота только в середине 70-х годов XIX века.

Но вот случилось чудо. Впервые в истории российский флот вышел в мировой океан. 8 июля 1857 года из Кронштадта на Тихий океан ушёл фрегат «Аскольд» под командованием флигель-адъютанта Унковского.

Увы, на фрегате оказалось много неполадок, для устранения которых приходилось заходить в порты Киль, Брест и др. И лишь 16 мая следующего 1858 года «Аскольд» бросил якорь в порту Гонконга. Главное же — поход «Аскольда» положил начало созданию русского океанского флота.

19 сентября 1857 года из Кронштадта на Тихий океан впервые в истории российского флота пошла целая эскадра под командованием капитана 1 ранга Д.Н. Кузнецова. Она получила название первого Амурского отряда, в составе которого были корветы «Воевода», «Новик», «Боярин» и клипера «Джигит», «Пластун» и «Стрелок». Российско-американская компания предоставила для них судно снабжения — транспорт «Николай I».

В июле 1858 года из Кронштадта на Тихий океан отправился второй Амурский отряд под командованием капитана 1 ранга А.А. Попова. В его составе были корветы «Рында», «Гридень» и клипер «Опричник».

Почти через год, в конце августа 1859 года, на Тихий океан отправился из Кронштадта новый отряд: корвет «Посадник», клипера «Наездник» и «Разбойник». Причём, чтобы быстрей дойти до места, им было приказано идти раздельно. Впрочем, это, видимо, была формальная причина, а на самом деле это затрудняло слежение за ними британских кораблей.

Русские фрегаты, корветы и клипера сочетали паровые машины с отличным парусным вооружением. Любопытно, что максимальная скорость этих судов под паром была в среднем ниже, чем под парусами. Так, фрегат «Илья Муромец» давал под паром до 8 узлов, а при полном ветре под парусами — 12 узлов. А скорость хода корвета «Богатырь» под парусами достигала 14 узлов.

Фрегаты, корветы и клипера предназначались для действий в океане и должны были большую часть времени проводить под парусами. Машины вводились в действие лишь в штиль, в узкостях прибрежных вод и, разумеется, в бою. Чтобы не мешать действиям с парусами, на многих судах паровые трубы делались телескопическими, то есть убирающимися. На многих кораблях трубы наклонялись и опускались на палубу. Поэтому часто на фотографиях и рисунках парусно-паровые суда выглядят как чисто парусные. Чтобы гребной винт не создавал дополнительного сопротивления при ходе под парусами, его разъединяли с валом и поднимали внутрь корпуса через специальный колодец.

Помимо упомянутых кораблей, в Индийском и Тихом океанах борьбу с вражеским судоходством и атаки слабозащищённых колониальных портов могли вести мореходные парусно-паровые канонерские лодки.

В январе 1863 года польские паны подняли очередной мятеж в Царстве Польском. В Лондоне и Париже всерьёз рассматривали планы вооружённого вмешательства во внутренние дела Российской империи. Папа Пий IX призывал всех католиков в мире помочь Польше, то есть к новому крестовому походу. В Петербурге Александр II, вице-канцлер Горчаков и другие сановники трепетали от одной мысли о новой Крымской войне.

И тут в очередной раз империю выручили лихие моряки на своих быстроходных клиперах, корветах и фрегатах.

В начале 1863 года в мире сложилась очень любопытная ситуация. Англия и Франция — поборники «свободы в Польше», одновременно выступили на стороне южан в Америке, которые вступили в войну с Североамериканскими Штатами, чтобы не допустить освобождения чёрных рабов. Это, в свою очередь, привело к сближению североамериканских демократов с самой реакционной монархией Европы.

Краббе советовал не останавливаться из-за возможности потери некоторых крейсерских судов, так как это неизбежная случайность, всегда допустимая во время военных действий.

Разработанной адмиралом Краббе инструкцией предписывалось в случае открытия военных действий по прибытии наших эскадр в Америку, распределить суда обеих эскадр на торговых путях Атлантического, Тихого, а по надобности и других океанов и морей для нанесения всевозможного вреда неприятельской торговле и, в случае возможности, для нападения на слабые места английских и французских колоний.

24 сентября (по ст. стилю) 1863 года эскадра Лесовского вошла в Нью-Йоркскую гавань, где её уже ждал фрегат «Ослябя», пришедший туда из Средиземного моря.

Вскоре фрегат «Александр Невский» под флагом контр-адмирала Лесовского в сопровождении фрегата «Пересвет» и корвета «Витязь» отправился в Карибское море и Мексиканский залив, то есть в районы, буквально кишевшие английскими торговыми судами. Фрегат «Ослябя», корвет «Варяг» и клипер «Алмаз» были оставлены в портах США. Командовать ими было поручено командиру фрегата «Ослябя» капитану 1 ранга Бутакову.

В пути отряд Лесовского разделился. «Пересвет» посетил южные порты Кубы. «Витязь» посетил Британский Гондурас, Гавану, порт Рояль (на о. Ямайка), Кюрасао и Картахену. Сам адмирал на «Александре Невском» посетил северные порты Кубы. Следует заметить, что испанцы с удовольствием снабжали русских углём и продовольствием. С одной стороны, наши моряки платили золотом, а с другой, испанцы недолюбливали англичан.

А теперь перенесёмся из Америки на другую сторону земного шара, в Николаевск-на-Амуре — главную базу Сибирской флотилии. 8 июля 1863 года там получили срочный приказ из Петербурга от адмирала Краббе: «Немедленно сосредоточить силы, чтобы по получении известия об открытии военных действий немедленно направить их на слабые и уязвимые места противника».

Русские крейсера поодиночке пересекли Тихий океан и встретились все вместе на рейде Сан-Франциско. К 27 октября 1863 года здесь собрались корветы «Калевала» (флагман), «Богатырь» и «Рында», клипера «Абрек» и «Гайдамак». В крейсерство в Средиземное море отправились фрегат «Олег» и корвет «Сокол».

Сразу же после прибытия эскадр в Америку антирусская коалиция развалилась. Первой поспешила отойти Австрия, которая, сразу почуяв всю шаткость положения, предвидя близкую размолвку Англии и Франции, побоялась принять на себя совместный удар России и Пруссии. Австрия, круто изменив свою политику, не только пошла на соглашение с Россией, но даже стала содействовать усмирению мятежа в Царстве Польском.

Ну а королева Англии и император Франции сбавили тон и ограничились маловразумительными протестами.

Итак, исход «польского кризиса» 1863 года без единого выстрела решили наши храбрые моряки, готовые драться с англичанами на всех широтах. Не меньшую роль сыграли и наши солдаты, которые совместно с польскими и малороссийскими крестьянам укротили буйное панство.

svpressa.ru

Добавить комментарий