В США уверены, что только КНР способна помочь Москве быстро решить застарелые проблемы русского флота
На этой неделе в Москве ожидают приезда председателя КНР Си Цзиньпина. А в прошлую семидневку в Китае свершилось в общем-то почти заурядное для этой страны, но совершенно невероятное для России событие.
Как 12 марта 2023 года сообщило интернет-издание Naval News, на верфи китайского города Далянь одновременно спущены на воду сразу два ракетных эсминца класса Type 052D проекта «Куньмин» (обозначение НАТО — Luyang III). Из пяти подобных боевых кораблей, которые продолжают здесь же строить корабелы Даляня. Оставшиеся три готовят к спуску в воды Желтого моря в ближайшие месяцы.
Связаны ли между собой два перечисленных события? Поживем — увидим. Но вот, скажем, американцы такого не исключают. И очень, похоже, нервничают по этому поводу.
Во всяком случае, штатовское специализированное издание Military Watch Magazine настаивает, что конкретно эти эсминцы Typ 052D Китаем, возможно, созданы не столько в интересах собственных ВМС, сколько для экспорта в другие страны. Потому что на сегодня в китайском флоте уже несут службу 26 этих очень современных и мощных боевых кораблей полным водоизмещением 7,5 тысяч тонн. Что примечательно: восемь из них были введены в строй в одном только 2019 году.
Словом, по сведениям Military Watch, особой нужды в эсминцах Type 052D сами ВМС КНР больше не испытывают. Значит, рассуждает издание, пополнение в Даляне, не исключено, строят для кого-то другого.
Особенно учитывая тот факт, что с 2009 года в стране параллельно продолжается производство еще одной серии из еще более крупных (водоизмещением в 13 тысяч тонн, во всем остальном мире более подходящем для крейсеров) и до зубов вооруженных эсминцев УРО Type 055. Не менее восьми таких боевых единиц уже в составе китайского флота. Как минимум еще один продолжают достроивать.
Если тревоги американцев не безосновательны — кто в перспективе может стать покупателями свеженькой пары Type 052D с возможностями (по мнению Military Watch), «сравнимыми с теми, что обеспечивают новые поколения американской системы AEGIS военно-морским силам США, Японии, Южной Кореи и Австралии»?
Как подозревают за океаном, наиболее вероятен интерес к такого рода китайским вооружениям со стороны Алжира и России. Не исключено, что жажда алжирцев даже сильней, чем у Москвы. Если там она вообще существует в природе. Если такой идеей к сегодняшнему дню действительно озаботился Кремль.
Намекать на Алжир, экономика которого сильно выросла в весе в результате роста цен на энергоносители во всем мире, в США стали после того, как в 2020 году на здании министерства обороны этой североафриканской страны внезапно появился рисунок китайского эсминца «Куньмин». А рядом — российского истребителя пятого поколения Су-57, разговоры о возможности закупок которого у Москвы алжирцами идут не первый год.
Но бог с ними, с арабами. Пусть тратят тучные нефтедоллары так, как им заблагорассудится. А коли нас с Су-57 при этом не забудут — еще лучше.
Поговорим лучше о другом: России-то к чему были бы китайские эсминцы класса «Куньмин»?
За океаном рассуждают так. После распада СССР Россия, давно растерявшая былые технологические компетенции в строительстве крупных боевых кораблей, не смогла заложить ни одного надводного корабля крупнее фрегата. Самое серьезное, что мы пока худо-бедно тянем на верфях — многоцелевые фрегаты типа «Адмирал Гошков» проекта 22350. Каждый из которых по размерам почти в два раза мельче, чем вышеупомянутый «Куньмин». Об эсминцах Type 055 скромно умолчим. Чтобы не расстраиваться.
Да, на наших «адмиралах» просто отличное оружие. Прежде всего — гиперзвуковые ударные ракеты, которые первым в мире уже получил «Адмирал Горшков». Но за семнадцать (!) лет (с 2006 года, когда кораблестроители Питера приступили к программе строительства этой серии) ВМФ РФ получил лишь два таких фрегата. Уже упомянутого «Горшкова» и «Адмирала Касатонова». Третий — «Адмирал Головко» — проходит серию испытаний, которая, как запланировано, будет завершена к середине нынешнего года.
Словом, мягко говоря, не густо. Между тем, как указывает Military Watch, в Керчи на заводе «Залив» с лета 2020 года Россия продолжает строительство стразу двух универсальных десантных кораблей проекта 23900 - «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко». Достаточно серьезных по замыслу конструкторов: полным водоизмещением до 40 тысяч тонн, с десантовместимостью до 1000 морских пехотинцев. С двумя десятками палубных вертолетов и с четырьмя крупными ударными БПЛА типа С-70 «Охотник».
В общем, недаром за океаном керченские новостройки заранее назвали «средних размеров авианосцами».
Тут, правда, может возникнуть вопрос: как так? Говорите, что ничего крупнее фрегатов на сегодня мы строить не в состоянии, но вот за вертолетоносцы все же взялись? Нет ли тут противоречия?
Увы — никакого. В замысленных УДК проекта 23900 многими авторитетными экспертами четко просматривается «французский» след.
События последних лет в мире, хотя бы в той же в Сирии, убедительно доказали потребность нашей страны в такого рода вооружениях. То есть — перед нами новый виток давней и печально закончившейся для РФ истории с попыткой приобретения у Парижа после 2010 года пары УДК типа «Мистраль».
Если не забыли, предполагалось, что кое-что для тех «Мистралей» построим мы сами в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Что получится — для окончательной сборки отбуксируем во Францию. В частности — кормовые части обеих кораблей. А еще сами в России изготовим фундаменты под винторулевые колонки, кормовую и бортовую аппарели, вертолётоподъёмники, подъёмник боезапаса, ворота ангара. И еще кое-что, по мелочевке.
Ради этого французы, как и договаривались, передали нам часть конструкторской документации. Она и осталась в Питере после того, как в результате трагических событий на Украине в 2014 году грянули антироссийские санкции. В результате построенные с нашим участием оба «Мистраля» из Франции прямиком отправились нести службу в Египет. А мы теперь с помощью давно полученных от Парижа конструкторских документов в Керчи неспешно «ваяем» «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко». Которые при этом абсолютно не будут похожими на «Мистрали».
Однако по плану первый из них будет спущен на воду к 2027 году. Через год — второй. По всем канонам военно-морского искусства боевым кораблям такого назначения и размера в походах положен сильный эскорт. Но, как указывают американцы в Military Watch, формировать его лет через пять-десять России может оказаться совершенно не из чего.
С наиболее подходящими для такого дела собственными эсминцами мы еще даже и чесаться не начинали. Разве что — сугубо теоретически. Как, скажем, с эскадренными миноносцами проекта 23560 «Лидер». О которых несколько лет у нас поговорили, поговорили… Даже повозили по всяким выставкам некие красивые макеты. А теперь и вовсе замолкли.
Что же остается для грядущих «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко»? Сиротливо в одиночку ходить в походы? Или в слишком рискованном охранении мозолить глаза потенциальным противникам? Как-то не по государственному это. Что понимают даже в США.
Поэтому там считают, что единственный реальный ход Москвы в этом направлении — засунуть подальше свою гордыню былой океанской сверхдержавы и начать ломать шапку перед китайцами. Которые если раньше и взаимодействовали с нами в сфере кораблестроения, то исключительно в роли покупателей.
Теперь, стало быть, настала пора меняться местами. И приобретение партии просто отличных эсминцев Type 052D у Пекина помогло бы быстро решить проблему Москвы.
При этом, полагают наши заклятые «друзья», русские и китайцы могут договориться еще в КНР оснастить приобретаемые корабли передовым российскими ракетами. Теми же гиперзвуковыми «Цирконами», под которые на «Куньминах» могут быть установлены сразу 64 ячейки в ракетных пусковых установках с вертикальным стартом. Потенциально это разом сделает такие корабли мощнейшими в мире. И в считанные года решит многие проблемы ВМФ РФ.
А как рассчитываться за эсминцы будем с Пекином? Да теми же газом с нефтью, которые и так рекой из России давно потекли в Китай.
Кстати, Вашингтон, скорее всего, подозревает, что как раз о чем-то таком и могут разговориться в Кремле Владимир Путин со своим высоким китайским гостем. Во всяком случае, вряд ли случайно еще 19 февраля госсекретарь США Энтони Блинкен и посол в ООН Линда Томас-Гринфилд выступили с отдельными предупреждениями о том, что любые шаги Китая по поставке вооружений соседней России будут рассматриваться Вашингтоном как «красная линия».
«Мы… должны четко понимать, что если есть какие-либо мысли и усилия со стороны китайцев и других, чтобы оказать смертоносную поддержку русским в их жестоком нападении на Украину, то это неприемлемо», — сказал Томас-Гринфилд CNN. А госсекретарь Блинкен подчеркнул, что Вашингтон по-прежнему «очень обеспокоен тем, что Китай рассматривает возможность оказания смертоносной поддержки России».
Но вот как раз история с Украиной в данном контексте совершенно ни при чем. Ибо даже если Путин и Си на этой неделе и договорились бы о покупке нами китайских эсминцев, реализация такого рода сделки заняла бы годы. Которые необходимы, как минимум, для подготовки российских экипажей. Нынешний режим в Киеве до той поры, когда такой проект может быть осуществлен, просто не доживет. Полагаю, это отлично понимает даже мистер Блинкен. И по этой причине сильно возражать, надеюсь, не будет. Все равно — бесполезно.
Из досье «СП»
Вероятно, возможность покупки Россией китайских боевых кораблей давно негласно обсуждается между нашими странами. Вряд ли случайно еще в 2019 году, во время визита базу Циндао ВМС НОА Китая ракетного крейсера «Варяг», БПК «Адмирал Виноградов» и морского танкера «Борис Бутома» российские моряки были впервые приглашены на борт китайского эсминца «Синин» (Тип 052D). Как сообщала местная пресса, на гостей особое впечатление произвела система вертикального пуска крылатых ракет «Синина».
А в октябре 2021 года китайское издание NetEasе написало, что Пекин готов сделать «заманчивое предложение» Москве. А именно: предложить эсминцы (в числе которых даже самые передовые Type 055) и вертолетоносцы Type 075 собственного изготовления в обмен на технологии строительства стратегических ракетоносцев Ту-160 «Белый лебедь».