Ветеран «Альфы» Сергей Гончаров: Падение самолета в Брянской области в одном ряду с убийством военкора Татарского
Разведывательный полет? Попытка теракта на нефтепроводе? Отвлекающий фактор? Идиотское стечение обстоятельств? История с крушением украинского легкомоторного самолета в Клинцовском районе Брянской области продолжает раскручиваться.
На территорию России самолет А-22 залетел со стороны Украины. Предположительно, направлялся в сторону нефтепровода «Дружба». Напомним, что «труба» уже становилась мишенью для украинских БПЛА.
Пока нет точной информации, почему самолет упал. Сообщений, что сработала ПВО, не поступало. По одной из версий, он был подбит из стрелкового оружия. По другой — рухнул сам из-за проблем с винтом. Эту версию на допросе изложил пилот, который утверждает, что является гражданским лицом. Нанят, по его словам, проверить состояние украинских средств ПВО, и якобы даже не знал, что залетел на российскую территорию. За работу ему пообещали 50 тыс. гривен (около 100 тыс. руб. по текущему курсу). «Задача была такая: лететь на малой высоте за ведущим, и по его команде сфотографировать, когда скажет», — признался нарушитель границы. Якобы просто следовал за ведущим. При этом второго самолета обнаружено не было.
После экстренной посадки пилот попытался бежать в сторону украинской территории, но был остановлен сотрудниками Погрануправления ФСБ. При задержании у нарушителя обнаружили бронежилет, а в ближайшей лесополосе нашли принадлежавший ему автомат. Выдали «для самообороны», заявил задержанный. Но от кого он должен был отстреливаться, если полет проходил над украинской территорией, не пояснил.
Личность нарушителя установлена. Александр Морозов — частный пилот, летать начал в 50 лет. Получением лицензии не ограничился, а приобрел земельный участок и создал на нем аэродром. В 2014-м «мировоззрение поменялось», и Морозов вместе со вторым пилотом стал помогать ВСУ и Погранслужбе Украины. Вывозили раненых военных, патрулировали леса и дороги. В 2016 году создали «Гражданский воздушный патруль» (в соцсетях есть страничка) и переквалифицировались в санавиацию, работу в которой использовали для сбора донатов. При этом Морозов активно поддерживал в соцсетях ВСУ, рассказывал, как их самолеты «громят врага», злорадствовал по поводу смерти тех, кто «сотрудничал с Рашкой». Но «героєм» он был в мире виртуальном. А на видео допроса сотрудниками ФСБ подчеркнуто вежлив и разговорчив. Хотя его версия событий доверия не вызывает.
Военный эксперт Виктор Литовкин усматривает в этом инциденте тревожную закономерность:
— Думаю, это, прежде всего, разведывательный полет, прощупывание нашей обороны. Но разведка как раз и проводится для дальнейших операций, таких как диверсия или засылка террориста.
«СП»: То беспилотники летали, теперь уже самолеты. Прошляпили?
— Этот самолет по размерам примерно такой же, как большой беспилотник. Поймите, мы не можем вдоль границы через каждые пять метров поставить систему ПВО. Это нереально. Поэтому, да, что-то будет через границу пролетать. Была информация, что этот самолет задел ЛЭП. Он же не просто так ее задел, а, вероятно, потому что маневрировал, старался уйти от системы слежения.
«СП»: Раз что-то может пролететь, есть вероятность, что кто-нибудь повторит «подвиг» немца Руста, который посадил свою «Сессну» на Красную площадь?
— Такого, конечно не будет. На Красной площади никто не сядет. Москва очень надежно прикрыта. Но небольшой беспилотник до Подмосковья долететь может, такое уже случалось. И тут, конечно, очень большую роль играет человеческий фактор. Потому что всеми системами, какими бы навороченными они ни были, управляет человек. А ему свойственно быть сонным, уставшим и так далее. Так что сейчас главное бдительность и еще раз бдительность!
Почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров тоже считает, что пролет мог иметь неприятные последствия.
— По моему мнению, этот инцидент стоит в одном ряду с убийством военкора Татарского. Обратите внимание, что в последнее время, когда наш президент собирает Совбезы, на них затрагиваются не столько военные аспекты, сколько вопросы, связанные с работой спецслужб. Ситуация такова, что надо создавать команды по борьбе с террористами, с диверсантами, с бандитизмом. И в первую очередь это касается регионов, граничащих Украиной. То, с чем мы сталкиваемся — настоящая война, развязанная СБУ, Главным управлением разведки и англосаксами на наших новых территориях. И отголоски ее слышны даже в центральных областях. Но мы уже близки к тому, чтобы создать единую систему, которая будет противостоять терроризму, бандитизму и диверсиям, которые киевский режим развязывает на наших территориях.
«СП»: То есть в случайное нарушение границы не верите?
— Конечно, бывает, что самолеты случайно нарушают границу. Но то, что у пилота обнаружили бронежилет и автомат, сразу наводит на мысли о версиях, связанных с разведкой и диверсионной деятельностью. В любом случае сам факт пролета должен насторожить. Что, если бы этот самолет не упал? И куда бы залетел? А если бы на нем были взрывчатые вещества, например, тротил, и это все рухнуло бы на какую-нибудь нашу АЭС или на тот же нефтепровод «Дружба».
ВСУ неоднократно атаковали Брянскую область с воздуха, в том числе с помощью дронов. 3 апреля взрывное устройство было сброшено с беспилотника возле здания УМВД в Севском районе, никто не пострадал. Там же в результате еще одной атаки украинского дрона был поврежден военкомат. А в начале февраля российские системы ПВО отразили атаку сразу девяти БПЛА ВСУ в Стародубском районе.
В Брянской области, как и других приграничных субъектах России, действует желтый уровень террористической опасности, который подразумевает усиление досмотров на вокзалах и в прочих общественных местах, повышенную охрану стратегических объектов и другие меры.
Комментарии