У нашей армии есть превосходные средства разведки, но их явно недостаточно
Последние несколько дней характеризуются чрезмерным насыщением военно-аналитического сегмента мирового медиапространства инсайдерской информацией о завершении «самой сильной армией Европы» формирования ударной группировки для наступления в направлении Мелитополь — Бердянск. Мы не станем сегодня анализировать правдивость сведений, поступающих из различных источников (от «утечек из MI-6» до «откровений» скудоумного Миши Подоляка), озадачившись вместо этого ответами на два логичных и весьма актуальных вопроса: «Почему известные российскому командованию места формирования ударных группировок ВСУ массированно не атакуются?» и «Чего не хватает нашим Вооруженным силам для оперативного обнаружения и эффективного уничтожения мест скопления самостийных захисников евроатлантических ценностей и их военной техники?».
Ответ на первый из них, на наш взгляд кроется в недостаточности существующего на сегодняшний день разведывательного потенциала применяемых в зоне спецоперации средств. Таких как, «ZALA 421−16E», «Орлан-10/30» и «Форпост-Р», то есть, беспилотников оптико-электронной разведки и целеуказания. Их радиус боевого применения самым серьезным образом ограничен зоной поражения подразделений украинской войсковой ПВО, имеющих на вооружении немецкие (IRIS-T SLM) и британские (Stormer HVM) ЗРК и дислоцированных севернее Орехова и Гуляйполя. Таким образом, процесс стабильного обнаружения и быстрой идентификации военной техники ВСУ, накапливаемой в районах Желтенького, Камышевахи, Остаповского и Терноватого становится невозможным.
И здесь мы вплотную походим к необходимости получения ответа на второй озвученный выше вопрос. Одним из средств, способных оказать эффективную помощь по «вскрытию» позиций изготовившихся к «наступу» корпусов ВСУ, в создавшейся ситуации может стать контейнерный комплекс радиолокационной разведки «.
В состав этого комплекса, адаптированного к работе в СУВ модернизированного многофункционального сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-34М, включена контейнерная радиолокационная станция бокового обзора четвертого поколения X-диапазона «Пика-М», оснащенная двухсторонней ПФАР. Эта РЛС способна обнаруживать и идентифицировать в режиме SAR (синтезированной апертуры) цели типа «БМП/БТР/танк» на дистанциях 130−170 километров. Более масштабные цели, вроде «группа танков», становятся добычей «Сыча» даже на удалении в триста километров. А соответствующее целеуказание для РСЗО «Торнадо-С» оперативно передается по защищенному радиоканалу на наземный ретранслятор НКВС-27.
Фото: mil.ru
Подвесной универсальный контейнер разведки «Сыч», производителем которого является АО «Научно-исследовательский институт «Кулон», выполняется в трех различных вариантах, начинка которых зависит от вида проводимой самолетом-носителем разведки: радиотехнической (УКР-РТ), оптической (УКР-ОЭ) или радиолокационной (УКР-РЛ). Для крепления сменного подвесного контейнера под фюзеляж Су-34М используется центральный узел, оснащенный разъемами для интеграции аппаратуры «Сыча» с системами самолета с целью обеспечения быстрого обмена информацией с прицельно-навигационным комплексом истребителя-бомбардировщика.
На фото: радиолокационная станция бокового обзора с синтезированной апертурой «Пика-М» предназначена для ведения радиолокационного мониторинга (Фото: niikulon.ru/АО "НИИ "Кулон")
Первичная информация, полученная от УКР «Сыч», обрабатывается ПрНК Су-34М и впоследствии используется либо для нанесения ракетно-бомбовых ударов, либо для передачи в центры управления с целью организации атак при помощи других средств нападения. Производитель утверждает, что время реализации полного цикла, включающего этапы от обнаружения объекта, обработки данных и до их выдачи исполнителю, составляет несколько минут.
УКР «Сыч» в значительной мере расширяет и без того впечатляющий боевой потенциал модернизированного истребителя-бомбардировщика Су-34М. Ведь собственное БРЭО самолета-носителя имеет определенные ограничения по характеристикам и выполняемым задачам, а наличие аппаратуры «Сыч» позволяет не только успешно заполнять эти пробелы, но и перманентно наращивать ключевые характеристики и параметры. Такие, например, как точность определения координат цели, увеличение дальности обнаружения и т. д.
Что же касается серийного производства контейнерного УКР «Сыч», то о его старте пресс-служба АО «Научно-исследовательский институт «Кулон» заявляла еще летом 2016 года. Однако, достоверных данных о количестве Су-34, оснащенных этими станциями и принимающих непосредственное участие в специальной военной операции, в открытом доступе нет.
Как нет информации и о возможности широкого использования в ходе СВО уникального (если не единичного) Ту-214Р — самолета стратегической всепогодной оптико-электронной и радиолокационной разведки. Уверенно можно говорить, как минимум о двух, а как максимум о трех таких самолетах, оснащенных многодиапазонным радаром X-диапазона с АФАР — МРК-411, способным функционировать не только в режиме поверхностной радиолокации с дальностью двести пятьдесят километров, но и в режиме поверхностной радиолокации, направленной на обнаружение и классификацию подземной (бункерной) инфраструктуры.
В реализации этого проекта, стартовавшего в конце двухтысячных годов, приняло участие несколько известных предприятий отечественной «оборонки» — ПАО «Туполев», АО «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А. И. Берга», АО «Концерн радиостроения «Вега», ПАО «Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова» и некоторые другие.
Основными отличиями самолета-разведчика от серийного пассажирского Ту-214 стали: иное расположение бортовых иллюминаторов и наличие нескольких дополнительных обтекателей, установленных на верхней поверхности фюзеляжа, а также под хвостовой и носовой частями лайнера. Как не трудно догадаться, под ними скрыты оптические разведывательные приборы и антенные устройства.
Несмотря на то, что вооружение на борту Ту-214Р отсутствует, назвать его беззащитным нельзя. Имеющийся у разведчика комплекс обороны, способен не только своевременно выявлять внешние угрозы, но и оперативно на них реагировать. В зависимости от степени опасности и характера обстановки в распоряжение экипажа предоставлен целый комплекс различных помех.
Нам не известны потенциал и характеристики аппаратуры, установленной на Ту-214Р, что не только понятно, но и логично, однако, даже на основании эпизодически поступающей в открытый доступ информации можно делать вполне себе разумные предположения. Присутствие на его борту станций радиолокационной, оптико-электронной и радиотехнической разведок позволяет говорить о достаточно широких разведывательных возможностях самолета. А высокопроизводительные средства обработки информации и возможность ее оперативной передачи центрам управления войсками предполагают высокий уровень эффективности боевой работы.
Говорить о том, что является причиной, мягко говоря, недостаточного использования этих машин в ходе российской специальной военной операции — подковерные аппаратные игры или «сырость» программного обеспечения — мы уверенно пока не можем. Однако, можем утверждать другое. Артиллерийские и ракетные подразделения Вооруженных сил России, задействованные в СВО, остро нуждаются в присутствии этого самолета. Его пусть и не богатый боевой опыт, включающий применение над акваторией Японского моря (декабрь 2012 года), в небе Донбасса (июнь 2015 года) или Сирии (февраль 2016 года), свидетельствует об одном — результатом присутствия Ту-214Р над театром военных действий становится неизбежный подсчет противником своих значительных потерь.