Украинские летчики будут гибнуть со знанием английского языка
Фото: Минобороны РФ/ТАСС

Пилотирование F-16 — не самое страшное, что ждет хлопцев из ВСУ

Вашингтон не против передачи истребителей F-16 Украине. Но чтобы это сделал кто-то вроде Дании с Голландией, которых не жалко. Эти страны направят свои истребители Киеву после того, как завершится обучение украинских летчиков пилотированию. Госсекретарь США Энтони Блинкен отправил голландцам с датчанами письма с заверениями того, что Вашингтон поддерживает этот их «самостоятельный шаг».

Квалифицированные инструкторы постараются выучить хлопцев за полгода, никак не раньше. Не слишком ли долго европейцы собираются готовить украинских пилотов? Невольно возникает предположение, что учителя решили: за это время «либо осел сдохнет», в смысле незалежная, либо «падишах помрет», в смысле Байден.

Генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов уверен, что летавших на Миг-29, которые есть в составе ВВС Украины, или на Су-24, Су-25, Су-27, осталось ничтожно мало:

— Сказать утрированно — их на пальцах двух рук можно пересчитать. Все-таки много было и сбитых, и просто пораженных самолетов, которые вернулись на базы, но их пилоты при атаках поистратили свой психофизиологический ресурс. А он в боевой обстановке изнашивается гораздо быстрее, чем в учебно-тренировочных полетах, на обычной летной службе или на показательных выступлениях.

Психофизиологическая нагрузка сказывается очень сильно. И сам человек, и его душа — находятся под огромным давлением. Это же необычная ситуация, когда на тебя со всех сторон давят. И не только те, кого объявили врагами. Люди же понимают, что неонацистская идеология — это неправильно. Это то, что на Украину пришло с западной части страны, со Львовщины, из Винницы. Люди, которые там испокон веку жили, очень отличаются по образу мысли от остальной Украины.

Так вот когда летный и инженерно-технический состав находится под прессингом, как говорится, «между молотом и наковальней», думаю, что в ВВС Украины не все гладко, немногие желают служить и во что бы то ни стало отстаивать идеалы неофашизма, расцветающего сейчас на Украине. Так что состава, готового летать, там попросту не хватает. Сегодняшние летчики — достаточно молодые люди.

«СП»: Учить летать на F-16 собираются «с чистого листа»?

— Да, и здесь есть особенности. Ведь программу переучивания можно осуществлять по-разному. Если взять подготовленных, опытных летчиков, в течение отведенных месяцев им дать теорию и организовать самостоятельные полеты: по кругу, взлет-посадку, сходить в пилотажную зону на средних, больших, малых высотах, то в принципе переучить можно за 50−60 полетов. И он войдет в строй, став боевым штыком.

Но сегодня на Украине таких крайне мало. Или они уже командиры, руководящий состав. Посылать в пекло командиров полков, зам. командиров дивизий — неправильно. Тем более, что они не гарантированно готовы к глубокому освоению современного, но для них нового самолета F-16.

«СП»: А языковой барьер? Из восьми пилотов, как утверждают с ним справились только шестеро.

— Это серьезное препятствие. Даже если человек может разговаривать по-английски достаточно хорошо, на четверку, как, например, наши летчики гражданской авиации, которые сдают нормативы по нормам и правилам Международной организации гражданской авиации IСAO. Там запас слов ограниченный: «взлетайте», «разрешаю», «запасная полоса» и так далее, специфические профессиональные словосочетания и фразы. Они их хорошо заучивают и начинают применять.

Так что лишь процентов 15 из всего личного состава могут освоить лингвистические особенности интенсивной разговорной профессиональной речи. Не каждый способен к языкам. Таковы уж, как сейчас говорят, «когнитивные особенности» людей.

А Украина ведь к тому же говорила на русском языке. Украинский был либо для развлечения, либо в деревнях западных областей. Я там служил в советские времена, полетал над Ивано-Франковском и Черновцами.

«СП»: Летчикам-истребителям, в отличие от пилотов гражданской авиации нужно не только взлететь, идти в заданном эшелоне и благополучно сесть, а исполнять фигуры высшего пилотажа?

— Нужно уметь применять весь комплекс возможностей самолета, а еще и читать информационные датчики на английском языке и слушать «риттер», речевой информатор, тоже на английском тебе что-то говорит, и ты пытаешься услышать, а еще есть помехи, а еще атаки ракет «земля-воздух» и «воздух-воздух», пилотирование вверх ногами…

«СП»: Тут все на свете забудешь, даже как тебя зовут?

— Верно. Происходит такая большая атака на нервную систему, что летчик может не справиться не только с самолетом, но и сам с собой. Эффективность прохождения нервных импульсов снижается, замедляется в разы. Ведь человек сначала думает на родном языке, а потом говорит на другом, как бы переводя…

Хотя в общем-то, нет особой интриги в поставках хороших, освоенных, но все-таки уже довольно старых самолетов, чье производство началось еще в 70-х годах прошлого века, полвека назад. Еще в конце мая на встрече с вашингтонской группой военных обозревателей, министр ВВС США Фрэнк Кендалл, признался, что предстоящая передача Западом Украине истребителей F-16 кардинально не переломит ход боевых действий в пользу Киева. Процесс этот не быстрый, поставка займет «в лучшем случае» несколько месяцев, и «не изменит фундаментальным образом уравнение» российской спецоперации на Украине.

Официальные представители Белого дома настаивают на том, что F-16 предназначены скорее для «долгосрочного плана защиты Украины». И администрация Джозефа Байдена неоднократно заявляла, что не поддерживает атаки Киева на территории России, куда F-16 сдуру могут залететь.

Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что «собратья по НАТО» вынуждены согласовывать свои действия с боссом:

— С момента основания этого агрессивного блока ситуация была такая: США задавали тон, остальные были на подтанцовке. Более того, Соединенные Штаты несли наиболее серьезные траты по линии альянса. А остальные были вынуждены ориентироваться на заокеанского спонсора, ведь кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому сейчас они формально должны «согласовать поставки с США».

СП": Почему Джо Байден не соглашался посылать F-16, говорил твердое «нет» и вдруг — дал «добро» на передачу самолетов четвертого поколения?

— Это вовсе не инициатива Дании и Нидерландов, они, наоборот, стараются целенаправленно оставаться в тени, но в данной ситуации, видимо, получили соответствующее указание из-за океана. А администрация Байдена сделала украинское направление стратегической линией избирательной кампании 2024 года и поэтому действительно будет максимально выкладываться. Вот и вспомнили про F-16. Поэтому администрация США и закрывает глаза на нарушения киевским режимом писанных и неписанных правил и договоренностей, которые были достигнуты, по некоторым данным, еще в марте-апреле 2022 года.

В этой ситуации, мне кажется, другого пути у Байдена не остается. До выборов мало времени, перестраивать избирательную кампанию фактически невозможно. И далее ставки будут только повышаться. Конфликт продолжат раздувать, в ход могут пойти не только украинские ресурсы, есть вероятность, что будет дана отмашка Польше войти на Западную Украину или ударить по Белорусии. Либо будет обостряться ситуация вокруг Приднестровья.

Администрация Байдена взяла агрессивную линию и сойти с нее уже не способна.

«СП»: Значит, к старту избирательной компании возможно обострение, а к ее кульминации в следующем году, вообще пойдут вразнос?

— Думаю, да. Мы же видим, что разрешение на передачу F-16 — очередная «красная линия», которую американцы легко переступили.

svpressa.ru

Добавить комментарий