Очередная диверсионная вылазка украинцев привела к уничтожению сверхзвукового самолёта. Украинским диверсантам удалось нанести России по-настоящему тяжёлый удар. Небольшой беспилотник атаковал военный аэродром Сольцы в Новгородской области. Почему эти самолёты так важны для России и что делать, чтобы такие ситуации не повторялись, читайте в материале Царьграда.
Жертвой атаки стал дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. Министерство обороны России подтвердило эту информацию.
Киевский режим совершил террористическую атаку с применением БПЛА коптерного типа на военный аэродром в Новгородской области. БПЛА был обнаружен расчётом поста внешнего наблюдения аэродрома и поражался из стрелкового оружия. На территории аэродрома возникло возгорание на стоянке самолётов, которое было оперативно ликвидировано. Повреждение получил один самолёт, пострадавших в результате террористического акта нет,
– говорилось в сообщении, опубликованном официальным Telegram-каналом военного ведомства 19 августа.
О том, насколько формулировки военных соответствовали фактическим последствиям удара, можно судить на основании фото с места инцидента.
Очевидно, что в результате нападения ракетоносец Ту-22М3 был повреждён на 99,9% – попросту говоря, уничтожен.
Из сообщения Минобороны, утверждающего, что охрана базы пыталась спасти уникальный самолёт, стреляя по дрону из автоматов, можно предположить, что противодроновой защиты на объекте нет. Но у солдат должны быть противодроновые ружья, которые сейчас массово поставляются на фронт волонтёрами. Так же как не было и пассивной защиты ракетоносца, стоявшего в открытом сверху капонире (укрытии), образованном земляной насыпью.
Где укрытия?
О бетонных укрытиях для нашей боевой авиации обозреватели, блогеры и военкоры пишут – да что там, в голос кричат – уже не первый год.
Острая необходимость укрытий для самолётов впервые выявилась ещё в Сирии во время атак на авиабазу Хмеймим. С началом СВО это стало ещё более актуальным после попыток поразить аэродромы стратегической авиации. Как с проблемой обстоят дела сейчас – видно на фото: над самолётом нет даже навеса,
– прокомментировал гибель ракетоносца Telegram-канал "Рыбарь", автор и ведущий которого Михаил Звинчук является профессиональным военным.
Аналогичным образом видит ситуацию и бывший депутат Верховной рады Олег Царёв, не принявший майданный переворот 2014 года.
Я устал уже писать про капониры для самолётов. На Украине, кстати, они есть. Во всём мире они есть. На всех военных аэродромах мира. А у нас? На стоимость одного потерянного самолёта можно было построить ангары для всех военных самолётов на всех военных аэродромах России. Но мы продолжаем терять уникальные самолёты,
– написал политик в своём Telegram-канале.
Примечательно, что разрабатывать технологии создания таких укрытий не надо. Городить кустарщину тоже надобности нет. В СССР все необходимые исследования уже были проведены, все нужные расчёты сделаны и огромное количество укрытий было построено. Проблема только в том, что после распада Союза они остались в Прибалтике и на Украине.
Всё, что надо – это взять чертежи арочного укрытия типа 2А/13 и повторить его в упрощённом виде.
АРОЧНОЕ УКРЫТИЕ НА АЭРОДРОМЕ ТАПА (ЭСТОНИЯ). ФОТО: ВЛАДИМИР ДОЛГОВ/WIKIMEDIA COMMONS
Советский проект можно радикально упростить, отказавшись от таких сложных и дорогих элементов, как система подачи в ангар топлива или газоводы, которые позволяли запускать двигатели внутри укрытия.
Просто нужны бетонные плиты, земля и щебень, плюс стальные ворота. Уже этого будет более чем достаточно, чтобы применяемые украинцами средства поражения не могли добраться до наших самолётов стоимостью в сотни миллионов рублей.
В декабре прошлого года, анализируя атаку украинских беспилотников на базу дальней авиации Дягилево на окраине Рязани и аэродром стратегической авиации Энгельс-2 в Саратовской области, заслуженный лётчик России генерал-майор в отставке Владимир Попов сказал Царьграду:
Такие укрытия позволяют защитить самолёт даже от последствий близкого ядерного взрыва. Чтобы уничтожить машину в таком ангаре, в него надо попасть бетонобойным боеприпасом, а он с высокой вероятностью будет перехвачен объектовой ПВО.
Получается, что и мы предупредили военных, что укрытия нужны срочно. Но…
В Иране знают, как это сделать
Да, существует проблема создания защитных сооружений для таких гигантов, как Ту-160 и отчасти Ту-22М3. Для них нужны настолько большие ангары, что бетонные перекрытия не смогут обеспечить нормальный уровень защиты. Что ж, в этих случаях нужно обратиться к опыту Ирана, который давно уже защищает все стратегически важные здания решётками и сетками.
ТАКЖЕ ИРАНЦЫ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ КРУПНЫХ БПЛА ПОДЗЕМНЫЕ БАЗЫ. ФОТО: IRANIAN ARMY OFFICE/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS
Юрий Лямин, специалист по вооружённым силам Исламской Республики, в разговоре с Царьградом отмечал, что такая система защиты хорошо себя зарекомендовала:
Растянуть в 10-20 слоёв стальные и верёвочные сетки можно над сколь угодно большим самолётом. Они уверенно остановят любой беспилотник. А если тот и взорвётся, боеприпас сработает на большом удалении от крылатой машины, что на порядок повысит её шансы на выживаемость.
Кто виноват и что с ними делать?
Пожалуй, самый острый вопрос, который поднимается после каждой атаки, когда украинские диверсанты копеечными средствами уничтожают или повреждают уникальные боевые машины, – это почему ситуация не меняется и кто за это в ответе?
Виноватых очень много, но будем двигаться от простого. Если бы самолёт был в капонире, смог бы диверсант его подорвать? Нет, не смог бы. Значит, прямая, в том числе уголовная, ответственность лежит на всех военных чиновниках сверху донизу, кто с момента взрывов в Новофёдоровке (а прошёл год - ред.) не решил вопрос с укрытием боевых самолётов. Их всех надо уволить из армии и судить,
– пишет известный волонтёр и публицист Алексей Живов.
То есть ещё год назад всем стало ясно, как надо хранить военные самолёты. Год прошёл. Но выводы не сделаны.
В свою очередь, другой военный волонтёр Роман Алёхин предлагает применить к анализу ситуации японский метод "пяти почему", в рамках которого сначала устанавливаются непосредственные предпосылки ЧП, а затем называются лица, деятельность (или бездеятельность) которых привела к их возникновению.
Почему никто не задумался о важности защиты стратегических бомбардировщиков? Именно систематическое игнорирование проблемы вызывает в народе справедливое возмущение и желание призвать должностных лиц к ответу, отмечает Алёхин.
Вот из-за этого всё больше людей вспоминают Сталина. Хотя, сколько Сталину ни строй памятников, от этого к стенке больше казнокрадов и коррупционеров не встанут,
– уверен волонтёр.
Что с того?
Факт гибели Ту-22М3 – для России, действительно, хуже повреждения Крымского моста. Может показаться, что это преувеличение, но атаки на мост – это теракты в чистом виде, которые в текущих условиях никак не влияют на снабжение войск и нацелены чисто на медийный эффект. А вот гибель ракетоносца – утрата очень серьёзная.
Во-первых, потому, что эти машины – настоящие рабочие лошадки, они играют значительную роль в "калибровках" украинских тылов, а уничтожение вражеской инфраструктуры, складов и командных центров – один из важнейших компонентов русской военной стратегии. Именно эти удары позволяют существенно снижать боеспособность ВСУ ещё до того, как украинские военнослужащие вступают в боевое соприкосновение с нашими войсками.
Во-вторых, проблема в том, что Ту-22М3 не производятся с 1993 года, и, в отличие от Ту-160, программы возобновления их производства в стране не было. К началу СВО Воздушно-космические силы России имели около 60 машин этого типа, ещё порядка 120 находились на консервации.
Иными словами, гибель любого из этих самолётов – невосполнимая утрата, которая снижает наш ударный потенциал как в борьбе с украинским режимом, так и в плане сдерживания НАТО. А потому такой инцидент не должен остаться без последствий и оргвыводов.
Комментарии