3 сентября в киноцентре "Октябрь" на Новом Арбате открылся VIII Московский еврейский кинофестиваль. В церемонии открытия приняли участие 1500 человек, в том числе известный актёр Леонид Ярмольник, посол Израиля в России Бен-Цви с супругой, главы Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Однако идейное содержание фестиваля оставляет желать лучшего. Вместо поддержки еврейской русской культуры мы наблюдаем стремление поделить наш народ по национальному признаку в разгар тяжёлого военного конфликта.
Израильская пропаганда
После церемонии открытия состоялась премьера британского фильма "Голда. Судный день". Речь в картине, как понятно уже из названия, идёт о Войне Судного дня 1973 года, в которой арабские страны едва не достигли решающего успеха в войне с Израилем. СССР оказывал поддержку Египту и Сирии, США занимали сторону еврейского государства. Неудивительно, что в киноленте, тем более снятой британцами, Советский Союз представлен в традиционном для Запада образе "империи зла".
Главными героями фильма являются премьер-министр Израиля Голда Меир и госсекретарь США Генри Киссинджер, которые своими усилиями остановили конфликт и добились того, чтобы Израиль по итогу вышел из войны победителем. Никакого объективного показа реальной сути ближневосточной проблемы, конечно же, нет. Не рассказывается про проблему палестинских беженцев, про колонизацию западного берега реки Иордан, про регулярные нарушения Тель-Авивом резолюций Совета Безопасности ООН.
Очевидно, мы имеем дело с обыкновенной израильской внешнеполитической пропагандой в духе "Они плохие, мы хорошие". И пусть бы так, нам-то какая разница? Но в фильме Советский Союз, то есть наша страна, является едва ли не основным антагонистом. Спрашивается, почему такие картины должны транслироваться в Москве на кинофестивале? Почему наши фильмы с осуждением американской политики в Вашингтоне не крутят так свободно? Может быть, антиизраильские фильмы можно показывать в Тель-Авиве или Иерусалиме, не опасаясь, что на сцену выбежит спецназ? Вряд ли.
ИЗРАИЛЬСКИЕ СОЛДАТЫ. 1973 ГОД. ЧЕТВЁРТАЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА – ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ. ФОТО: AXEL SPRINGER JUN./SVEN SIMON/GLОBALLООKPRЕSS
Страшные казаки и Генри Киссинджер
В развязке фильме Голда Меир рассказывает Генри Киссинджеру историю своей жизни на Украине. В начале XX века на Рождество, дескать, отец прятал её и других детей в подвале, заколачивал окна досками, чтобы "казаки" не убили их за то, что они евреи. При этом о вкладе украинских националистов в гонения на евреев израильский кинематограф старается умалчивать или, по крайней мере, не акцентировать на этом внимание. То, что творили петлюровцы в годы Гражданской войны, бандеровцы во время Великой Отечественной, ни в какое сравнение даже близко не идёт с еврейскими дореволюционными погромами.
К тому же участие "казаков" в погромах выглядит натяжкой. Ответственность за погромы в подавляющем большинстве случаев несло гражданское население тех мест, то есть в первую очередь малороссы (украинцы). Но про это упоминать в свете нынешних событий, понятное дело, "неполиткорректно".
Акцент же на Рождество Христово как повод для погрома попахивает христианофобией и неуважением к православным праздникам. Да и вообще в фильме хватает завуалированных оскорблений русских национальных черт характера – гостеприимства и щедрости. Историческая Россия, а СССР, несомненно ею являлся, представляется врагом еврейства и израильской государственности.
Между тем Советский Союз, во-первых, стоял у истоков создания Государства Израиль, во-вторых, никогда не выступал за полное уничтожение Израиля, в отличие от арабских государств. Дипломатические отношения были разорваны лишь после израильской агрессии 1967 года, когда Тель-Авив внезапно атаковал своих соседей, нарушив все нормы международного права.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ИЗРАИЛЯ ГОЛДА МЕИР. 1973 ГОД. ФОТО: AXEL SPRINGER JUN./SVEN SIMON/GLОBALLООKPRЕSS
Англичанка гадит?
В широкий прокат картина "Голда. Судный день" выходит 7 сентября. Никаких позитивных смыслов данный фильм не несёт. Более того, он раскалывает наше общество в непростой момент. Руководство России уделяет большое внимание еврейской тематике – и это совершенно правильно. Так, президент Владимир Путин особенно подробно остановился на трагедии холокоста в своём выступлении на заседании Российского организационного комитета "Победа". Русский лидер всегда с вниманием относился к проблемам наших евреев. Но есть сторонние силы, которые хотят подорвать межнациональный и межконфессиональный мир в России.
Откуда ветры дуют, полагаем, даже пояснять не надо, учитывая страну происхождения фильма. Русскому еврейскому кинематографу нужны другие фильмы. Достаточно вспомнить действительно впечатляющее кино – "Собибор" про героя Великой Отечественной войны Александра Печерского. Там раскрыта и тема коллаборационизма, и подвига советского народа, и мужества заключённых концентрационных лагерей. Кроме того, это именно наша история, история нашей страны. А Война Судного дня – совсем из другой оперы.
Что с того?
Нисколько не сомневаюсь, что после публикации этой рецензии и автор текста, и весь Царьград прочитают и услышат и в свой адрес обвинения в антисемитизме. Однако обвинения эти будут лживыми. Мы против ущемления и унижения людей по принципу этнической принадлежности – любой. Но мы всегда стояли и будем стоять на защите интересов русского народа и Государства Российского.
А оно не заслуживает обвинений, которые не слишком завуалированно звучат в фильме "Голда". Русские вообще не заслуживают лжи. Они заслуживают правды. Как заслуживают правды и евреи – вместо стандартной "развесистой клюквы" про страшных "казаков". Коль скоро это так, стоит задуматься о том, следует ли выпускать фильм "Голда" в широкий прокат в России при поддержке государства.
Комментарии