Две «Варшавянки» и новейший фрегат пойдут стращать самураев на Тихий океан?
На фото: дизель-электрическая подводная лодка «Уфа» (Фото: Валентин Егоршин/ТАСС)

Отряда боевых кораблей такой совокупной мощи Россия давно не отправляла «в хождение за три моря»

Некий неназванный источник сообщил ТАСС, что «подводные лодки „Уфа“ и „Можайск“, четвертый и пятый корпуса проекта 636.3 „Варшавянка“, построенные на „Адмиралтейских верфях“ для Тихоокеанского флота, могут совершить межфлотский переход с Балтики на ТОФ после ноября 2023 года или уже в 2024 году по „южному“ маршруту через Средиземное море и Индийский океан». В этой новости, на мой взгляд, слишком многое требует дополнительных пояснений.

Что касается подводной лодки Б-608 «Можайск», то с нею более или менее все ясно. Питерские корабелы ее спустили на воду лишь в апреле нынешнего года. Поэтому экипаж только заканчивает программу заводских испытаний. И, как пообещали на «Адмиралтейских верфях», «Можайск» надеются передать флоту буквально на днях, до конца ноября 2023 года. Поэтому к сложнейшему и сверхдальнему межфлотскому переходу этот корабль пока физически не совсем готов.

Иное дело — Б-588 «Уфа». Ее ВМФ РФ в свой боевой состав заполучил ровно год назад. Еще тогда предполагалось, что «Уфа» отправится на Тихий океан в надводном положении (единственно возможном для любых неатомных субмарин в покрытой льдами Арктике) кратчайшим в данной ситуации Северным морским путем.

Естественно, в сопровождении одного или нескольких ледоколов. Как это к осени прошлого года это проделала третья построенная в Санкт-Петербурге для тихоокеанцев ракетная «Варшавянка» — Б-602 «Магадан».

Но вот целый год миновал, 19-я бригада подводных лодок в бухте Малый Улисс под Владивостоком давно заждалась пополнения, а «Уфа» все не шла и не шла к родному причалу. Ни Севморпутем, ни через Индийский океан. В чем дело?

Поначалу думалось, что командование ВМФ РФ сознательно придерживает эту новую лодку с высокоточными ракетами «Калибр» на Балтике. Просто потому, что с каждым месяцем регион все более и более начинает походить на раскаленную сковородку.

Перечислю: Польша, Литва и США без устали накаляют страсти вокруг Калининграда. НАТО после вступления Финляндии в Североатлантический блок давно объявило это море своим внутренним «озером». И не без оснований, учитывая, что Россия нынче уверенно контролирует не более 7 процентов здешней береговой черты. Остальное побережье - за нашими все более и более откровенными врагами.

Между тем, подводные силы собственно Балтийского флота России давно деградировали окончательно. Они на сегодня формально сведены в 3-й отдельный дивизион подводных лодок, базирующийся на Кронштадт. Но перечень наличествующих в дивизионе боевых единиц у балтийцев сегодня трагически краток: «Торпедная Б-806 „Дмитров“ (проект пр. 877ЭКМ „Палтус“), спущенная на воду 38 лет назад! Все, расчет окончен!».

При этом речь вообще давно не идет о каком-то значимом противостоянии под волнами Балтики этого самого «Дмитрова» с подобными же боевыми кораблями ВМС стран НАТО. Не идет, просто в силу подавляющего численного и качественного превосходства все более вероятных противников России в этой сфере.

Если откровенно, уже много лет Б-806 «Дмитров» в тех водах нам нужна, главным образом, вовсе не для войны. А хотя бы для обеспечения испытаний гидроакустических станций строящихся в Питере большими сериями новеньких фрегатов и корветов. И для практической отработки в балтийских полигонах навыков боевой работы противолодочных расчетов этих кораблей. Потому что встань «Дмитров», допустим, в длительный заводской ремонт, — даже перечисленной учебно-боевой военно-морской «малостью» на Балтфлоте заниматься станет абсолютно некому.

Поэтому задержка Б-588 «Уфа» на Балтике в составе кронштадтского 3-го отдельного дивизиона уже как минимум на год казалась вынужденным шагом Москвы. На Дальнем Востоке, видимо, с точки зрения наших адмиралов все же до сих пор «припекало» не столь сильно.

Что же теперь изменилось, если не считать, что со дня на день, после завершения программы испытаний Б-608 «Можайск», полноценных боевых единиц, построенных все-таки для Тихоокеанского флота, а не для Балтики, вблизи Питера окажется уже две?

Главное: военно-политические «тучи» буквально на днях стали густеть и на подступах к нашему Дальнему Востоку. А именно — после многих лет разговоров о том, что Япония собирается закупать у американцев крупную партию самых современных высокоточных крылатых ракет большой дальности, воплощение этой идеи в жизнь в минувшую пятницу, кажется, вступило в практическую фазу.

Госдепартамент США одобрил продажу Японии разом 400 крылатых ракет типов Tomahawk Block IV и Tomahawk Block V All Up Round (AUR). А также — сопутствующее оборудование для них. Общая сумма сделки — 2,35 миллиарда долларов. В Токио уже заявили, что под носители этого оружия в кратчайшие сроки будут переоборудованы все восемь имеющихся у этой страны эсминца класса «Иджис».

Оснащенные мощными радиолокационными системами и набором ракет класса «земля-воздух», а также прекрасным противокорабельным и противолодочным вооружением, эти эсминцы в настоящее время служат своеобразными плавучими платформами средств ПВО и ПРО.

Но стоит дополнительно установить на них еще и «Томагавки», как вся грозная японская военно-морская «восьмерка» обретет еще и могучее наступательное качество. От которого любым соседям трудно защититься на удалении примерно в 1000 морских миль.

Против кого японцы обзаводятся всем этим? В Токио утверждают: исключительно против Северной Кореи, баллистические ракеты которой с каждым годом становятся все точнее, смертоноснее и дальнобойней. И уже давно во время испытательных пусков свистят над океанскими волнами в опасной близости от островов «Страны восходящего солнца».

Но если бы это было лишь так и никак иначе, Россия бы беспокоилась, возможно, не столь сильно. Однако Москва обоснованно подозревает, что в действительности японские «Томагавки» могут быть адресованы и нашей стране. Про «проблему» Курильских островов все более реваншистски настроенные дальневосточные соседи не дают позабыть уже много десятилетий.

А какой из четырех российских флотов нынче у нас в слабейших? Как раз Тихоокеанский и есть. Десятилетиями богом и Москвой почти забытый. Понятно: по причине крайней удаленности от давно не дающего нам покоя НАТО.

Каков итог? Еще летом 2021 года у нас в тех краях всего один (!) корабль с отлично зарекомендовавшими себя в операции в Сирии высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» — после долгой модернизации превращенный во фрегат бывший большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников».

Это потом Москва, к счастью, спохватилась. 19-я бригада подплава в Малом Улиссе осенью того же 2021 года была крайне торопливо пополнена построенными на «Адмиралтейских верфях» дизель-электрическими подводными «Варшавянками» Б-274 «Петропавловск-Камчатский» и Б-603 «Волхов».

Вместе с ними с Балтики на Камчатку через Средиземное, Красное моря, Тихий и Индийский океаны перешел и головной корвет проекта 20385 «Гремящий», на котором установлен универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) 3С14 на восемь ячеек для крылатых ракет различных типов. В том числе — и «Калибров».

Спустя ровно год, как уже сказано, Севморпутем в Малый Улисс прибыл еще один «калиброносец» — Б-602 «Магадан».

Для того, чтобы в перспективе исключить для подобных новостроек «хождения за три моря», серьезное строительство ракетных кораблей развернуто и на самом Дальнем Востоке, на Амурском судостроительном заводе.

В разной степени готовности на его стапелях нынче рождаются «систершипы» «Гремящего» — корветы проекта 20385 «Буйный», «Разумный», «Быстрый», «Ретивый». Там же — малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» — «Павловск» и «Уссурийск». На плаву достраиваются однотипные с ними «калиброносцы» — «Ржев» и «Удомля».

Иными словами, кое-какие ракетные «мускулы» на Дальнем Востоке мы теперь вынуждены накачивать «в режиме ошпаренной кошки». Но чтобы дождаться значимых результатов и восстановить достойную обстоятельств мощь, Тихоокеанскому флоту требуется немалое время. Дадут ли его нам японцы с американцами на Дальнем Востоке? Неизвестно. А пока наша слабость на Тихом океане может спровоцировать кого угодно из врагов России. И на что угодно.

В том числе и поэтому, очевидно, только что построенные на «Адмиралтейских верфях» дизель-электрические подводные лодки получили приказание готовиться к срочному переходу в бухту Малый Улисс во Владивостоке.

Но на этом пути организаторов межфлотского перехода ожидает серьезная трудность: в сложившихся вокруг России сложнейших военно-политических обстоятельствах выглядит предстоящий поход через Индийский океан, на мой взгляд, достаточно рискованно.

Просто потому, что вдали от родных берегов можно ожидать чего угодно. В том числе — и организованных нашими врагами провокаций. По типу, скажем, той, что была организована (весь мир легко догадывается — кем!) с газопроводами «Северный поток» на Балтике.

Мы ведь не забыли, как 27 апреля 2017 года в международных водах, в 40 километрах северо-западнее входа в пролив Босфор, в борт нашего стоявшего на якоре среднего разведывательного корабля «Лиман» (Черноморский флот) внезапно врезался африканский сухогруз Youzarsıf? Говорят, это была трагическая случайность, а не злой умысел. Но «Лиман» почти тут же ушел на дно. А его экипаж из воды подняли подоспевшие к месту ЧП турки.

Кто-нибудь в состоянии гарантировать подводникам «Уфы» и «Можайска», что с ними на долгом переходе не случится чего-то подобного? Причем — не случайно, а лишь замаскировав коварные намерения под случайность?

А ведь наши «Варшавянки» (как, впрочем, и любые другие подлодки мира) на борту не имеют ни пулеметов, ни артиллерии. И в этом смысле весьма уязвимы. Не «Калибрами» или торпедами же отбиваться от того, кто, внешне ни с того, ни с сего, игнорируя предупреждающие сигналы, предположим, пошел на таран?

Кстати, видимо, по причине существования подобных опасностей в ноябре 2022 года подводные лодки «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов» до самого Владивостока сопровождал корвет «Гремящий». А кого теперь из надводников посылать тем же курсом вместе с «Уфой» и «Можайском»?

Размышляли над этой проблемой в Главном штабе ВМФ? Не могли не размышлять.

Исходя из новостей, полученных в стиле «В последний час», рискну предположить, что отряд кораблей на переходе из Кронштадта во Владивосток будет поручено возглавить тоже недавно построенному фрегату Северного флота «Адмирал Головко» (проект 22350). Первому, еще на заводе превращенному в носители первых в мире российских гиперзвуковых ракет «Циркон».

Правда, огромная сложность в том, что государственные испытания «Адмирала Головко» сильно затянулись. Сначала на флоте его ожидали к минувшему марту. Потом — к осени. Но только в среду, 22 ноября 2023 года, в прессе появились сообщения, что третий по счету фрегат проекта 22350 (первые два — «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов»), наконец, как говорится, «отстрелялся» на испытаниях в Баренцевом море.

И куда немедленно направился? Нет, не в свою теперь главную базу Североморск. А вокруг Скандинавии именно в Балтийск. То есть — поближе к месту временного базирования «Уфы» и «Можайска». В среду в сопровождении корвета «Сообразительный» (БФ) «Адмирал Головко» уже прошел балтийскими проливами.

Если наши предположения верны, если через неделю-другую отряд боевых кораблей с этим фрегатом во главе будет сформирован и достаточно эффектно и демонстративно на виду всего мира отправится на Тихий океан (по пути, конечно, завернув в сирийский Тартус), основной проблемой моряков будет крайний дефицит времени на подготовку к межфлотскому переходу.

Но, не сомневаюсь, они справятся. Просто другого выхода у России, похоже, не осталось.

svpressa.ru

Добавить комментарий