В МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция, посвящённая акции "Открытый занавес" театров и других учреждений и коллективов культуры, проводимой в поддержку беженцев из ДНР и ЛНР и семей погибших военнослужащих. Начинание, безусловно, своевременное и богоугодное. Удивляет лишь то, что его вдруг взялись спешно и картинно поддерживать недавние подписанты письма против спецоперации на Украине.
Есть печатная вариация известной непристойной присказки: "Хотел и рыбку съесть, и чешую продать". Невольно вспоминаешь её, когда смотришь на многих наших "бояр" от культуры. Больно уж ловко они научились искусству сидения на двух, а то и трёх стульях. Люди талантливые, чего уж там. Вот разразилась война с нацизмом, война на выживание страны, а они против. Потому что в "рукопожатной" среде – не комильфо. А потом сверху чуть нахмурили брови, спустили инициативу из министерства – и они опять тут как тут, в общем строю. От того, что из системы, да от госкормушки уйти боязно.
Инициатива или необходимость?
"Первый русский" уже писал о том, как оперативно "переобулся" в правильные "сапоги" гендиректор "Большого театра" Владимир Урин, после того как президент предложил Валерию Гергиеву подумать об объединении Большого с Мариинкой. Намёк Путина был довольно прозрачен, а призыв Володина несогласным с СВО подумать о занимаемых местах уже и намёком-то не был. Минкультуры, хранившее вдумчивое молчание весь первый месяц спецоперации на Украине, вдруг разом воспряло духом и развило "инициативу снизу", оформив её в привычную для подшефных циркулярную форму. Вот как на прошедшей пресс-конференции это изложила статс-секретарь – замминистра культуры России Алла Манилова.
Идея родилась у наших театров, сразу несколько руководителей выступили с этой идеей благотворительных акций... так бывает, в такие важные для страны моменты. Напомню, что старт был дан 2 апреля в ГАБТе спектаклем "Спартак" в легендарной постановке Григоровича. Это был приглашённый зал, и средства были перечислены в фонд погибших военнослужащих.
По словам Маниловой, министерство лишь поддержало идею, распространив её. После чего театры, музеи и музыкальные коллективы начали наперегонки "включаться". Казалось бы, что ж тут может быть плохого? Благородное начинание, заслуживает всяческой поддержки. И мы полностью согласны: прекрасная акция, надо поддерживать!
Мы, нижеподписавшиеся
Но есть, как говорится, маленький нюанс. Подпись многих нынешних "патриотических акционистов" из "Открытого занавеса" до сих пор стоит на сайте театра "Сатирикон" под антигосударственным по своей сути двуязычным призывом от 26 февраля с. г. "К мирному урегулированию ситуации в Украине".
Кстати, Константин Райкин, подписант этого обращения и худрук "Сатирикона", накануне был уволен с должности руководителя основанной им театральной школы ректором Высшей школы сценических искусств Анатолием Полянкиным – бывшим директором "Сатирикона" и бизнес-партнёром самого Райкина. Впереди у Константина Аркадьевича судебные тяжбы по этому вопросу и попутные разбирательства по поводу обширной собственности вроде ТЦ "Райкин плаза". Словом, "серьёзные дела серьёзных людей".
Другие театральные "борцы за мир" – тоже активные участники акции "Открытый занавес". И вышеупомянутый Владимир Урин, и президент национальной театральной премии "Золотая маска" Игорь Костолевский, и директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум (бывшая высокопоставленная сотрудница Минкультуры, осуждённая по нашумевшему делу Кирилла Серебренникова). Ну и, всенепременно, худрук Государственного театра наций Евгений Миронов.
Когнитивный диссонанс
Робко шевелится вопрос: господа, а как это всё у вас сочетается, ничего не смущает, не жмёт? Ну, то есть вы против спецоперации, которая призвана, наконец, спасти народ Донбасса от многолетнего террора и защитить от нападения нашу собственную страну. И в то же время готовы давать благотворительные спектакли для детей этого Донбасса, ставших вынужденными беженцами, для детей наших героически сражающихся с укронацизмом воинов?
Нет, может быть, для вас и впрямь здесь нет когнитивного диссонанса – вы люди творческие, "широко мыслящие"... И благотворительную акцию, судя по всему, понимающие без ненужной вам "заострённости" на идущей прямо сейчас схватке со злом. Как, к примеру, высказался Владимир Урин:
В это непростое время, в которое мы с вами живём, чрезвычайно важно театру, и не только театру, а всем тем, кто занимается культурой, заниматься своим делом, потому что культура делает человека лучше, мудрее, мягче.
"Мудро и мягко", комар носа не подточит. А Евгений Миронов – вот этак:
В разных художественных форматах и на разных московских публичных пространствах мы будем говорить о великом Дне Победы. И это разговор с беспрецедентно широкой для нас аудиторией, потому что цель искусства – объединять людей вокруг вечных ценностей... Вообще, 9 Мая – день, который нас всех объединяет. Мне кажется, двери театров должны быть открыты в этот день для всех волонтёров, ветеранов, друзей, коллег. Эта акция должна стать ежегодной.
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. ФОТО: EKATERINA TSVETKOVA / GLOBALLOOKPRESS
Тоже не поспоришь. И главное гибко: понимаешь как хочешь, и никакой актуальной конкретики. Ловко удалось сместить акцент с нынешней – опасной, горькой, кровавой действительности на дела прошлые, славные, святые. Кто ж против этого будет? Ну разве что не "обнулённые" ещё головорезы из украинских "нацбатов" – в свастиках и языческих рунах по всем телесам.
Ни слова (!) о трагедии Донбасса, а также народа Украины под пятой нынешних её правителей-террористов не прозвучало и из сахарных уст Софьи Апфельбаум. Забота о логистике подвоза детей беженцев в их театр, которую взял на себя Минкульт, – это, безусловно, важно. Не о войне же говорить на таком мероприятии. Только от Игоря Костолевского в изложении Аллы Маниловой прозвучала лаконичная привязка к идейному смыслу благотворительного проекта:
Это акция солидарности с нашим обществом, с нашим народом, с нашими военнослужащими.
Вот только общество, а точнее, его "творческая прослойка", сегодня расколото. И не без помощи таких псевдомиротворческих петиций, которую вы, Игорь Матвеевич, подписали.
Когда от сердца
Впрочем, в отечественной творческой и, в частности, театральной среде есть, слава Богу, и люди, и театры, которые откликнулись на беду Донбасса гораздо раньше циркуляра из Минкультуры. И уж, конечно, не призывали к "миру" в стране, воюющей за само своё бытование. Справедливости ради нужно сказать, что и они также стали участниками акции "Открытый занавес".
Скажем, Государственный академический Малый театр, пожалуй, самым первым, ещё в марте, начал бесплатно приглашать детей Донбасса на свою "Метель" по Пушкину. Директор ГАМТ Тамара Михайлова сказала на пресс-конференции, что худрук театра Юрий Соломин "просто рвётся на Донбасс" и "как только будет возможность, Малый театр туда поедет вместе с художественным руководителем".
А художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова заслуженный артист России Сергей Пускепалис рассказал о премьере, которую в прошлом году "повезло" сделать в Донецке и Горловке – спектакле с пророческим названием "Предстоящее событие". Его потом показывали бойцам Росгвардии и в ДК Добрынина – в поддержку военнослужащих:
Эта акция важна, потому, что мы находимся в особом историческом моменте, и всем зрителям нужно понимание, так ли, туда ли, правильно ли всё сделано. Такие акции помогают всем людям занять правильную позицию в свете событий сегодняшнего дня.
И это вполне определённая гражданская позиция самого Ярославского театра и его худрука. Помимо памяти о Дне Победы, которую никто не отменял и в Ярославле каждый год широко театрализованно празднуют на Советской площади. С упоением рассказывала о гастролях в Донбассе и героизме "настоящих русских людей" (цитата) художественный руководитель государственного академического камерного "Вивальди-оркестра", народная артистка России Светлана Безродная. Заметно было, что симпатия, жалость, желание помочь и "сражаться вместе с этим народом" идут у неё из самого сердца.
Остальные участники акции пока не выразили сколь-нибудь заметного желания показать своё искусство там – поближе к фронту, как это делали их предшественники во время Великой Отечественной. Тем не менее Алла Манилова объявила, что акция "Открытый занавес" охватывает постепенно всю страну – не только театры, но и музеи, галереи, концертные организации и самостоятельные музыкальные коллективы. Она подтвердила, что "Открытый занавес" будет действовать весь апрель и май. Министерство также рассматривает возможности сделать эту акцию постоянной. Афиша предстоящих мероприятий опубликована на портале "Культура.РФ". И "Первый русский" постарается освещать самые интересные из них.
Что с того?
Хотелось бы быть понятыми правильно. Мы не хотим противопоставлять одних артистов и режиссёров другим, разделяя на "чистых" и "нечистых". Актёры – они вообще как дети. Покойный Леонид Филатов, правда, добавлял к слову "дети" уточняющее определение, но мы его опустим. С исполняющих обязанности режиссёров и худруков спроса, конечно, побольше (в том числе – насколько их творчество, порой откровенно антигосударственное, заслуживает государственных субсидий). Но к разряду "мыслителей" в этом цеху тоже мало кого причислишь: театральный талант и глубокий ум – вещи "неконгруэнтные". А иной раз – и противоположные. Так что напрасно в 1990-е возвели служителей Мельпомены в ранг "властителей дум". Впрочем, сделано это, конечно, было с умыслом.
Народ русский всегда был готов принять и простить людей с самыми дикими причудами, заблуждениями – даже отъявленных злодеев. Но не любил никогда и отторгал лицемеров и двурушников. Акция "Открытый занавес" хороша тем, что сплачивает русский народ, включая его страдающую юго-западную часть, а также воинов, проливающих сегодня кровь на полях святой брани – с людьми творческими, в идеале несущими чистый свет творчества в сердца. Принципиальный вопрос здесь в том, насколько открыты и честны сердца тех, кто выйдет к зрителю из-за открытого занавеса. А то может случиться, как в популярном фильме устами неподражаемого Эраста Гарина: "Отрыв от народа – и падение".