Абаканский градоначальник Алексей Лемин появился в студии информационного агентства «Хакасия» впервые после выборов. Поэтому первый вопрос коснулся именно этого важного события. Дело в том, что к выборам мэра в Абакане было приковано внимание не только в Хакасии. Сегодня во многих региональных административных центрах уже нет прямых выборов мэров. В сентябре 2024 года прошли выборы руководителей в двух российских городах - Абакане и Анадыре.
В этой связи представляет интерес мнение известного политолога Виктора Потуремского, он обозначил его в интервью «Клуба регионов» незадолго до единого дня голосования: «Что касается Абакана, то это город с высокими стандартами муниципального управления, и я думаю, что там нужно обсуждать следующее – что это настоящие выборы, имеющие большое значение для избирателей и для участников, которые демонстрируют высокий уровень ответственности. Достаточно приехать в Абакан и походить по городу, чтобы понять, что городская власть там – не пустой звук».
- Такая оценка главного ресурса действующего главы города дорогого стоит. Такого же мнения придерживались и жители города, оказав солидную электоральную поддержку.
- На самом деле, я с вами полностью согласен. В данном случае выборный период – это не последние полгода и не последние три месяца, когда избирательная комиссия объявляет выборы. Это, собственно, все пять лет, в моем случае несколько поменьше. И оценка не только моей работы, но и работы всей команды.
Абаканцы оценили работу команды именно в этом промежутке времени. Как сработали, чего добились. Конечно же, остаются проблемы. Мы их не скрываем, мы с ними боремся. Без них никуда.
Я благодарен всем тем, кто пришел на выборы, кто проголосовал «за», кто проголосовал «против». Почему бы и нет.
И я соглашусь с вами. Действительно среди административных центров сегодня осталось всего четыре города, где проводятся прямые выборы главы муниципалитета. К сожалению, таких административных центров становится все меньше и меньше. Не так давно в Новосибирске перестали избирать главу.
На самом деле это грустно. У нас в республике очень хорошие традиции - глав городов принято избирать. Хотелось бы вот эту тенденцию сохранить. Конечно, решение принимает не орган местного самоуправления, это полномочия представительного органа субъекта. Именно ему решать, какой будет процедура — выбирать или назначать.
Но я очень надеюсь на то, что это сохранится и в дальнейшем. Действительно, это самый демократичный способ: именно жители города должны оценивать работу и голосовать за главу, а не депутаты. Не комиссия, как в некоторых субъектах, а именно жители города. Надеюсь, что данная форма сохранится, она действительно наиболее демократична.
Она востребована в Абакане. Жители города видят, оценивают работу и принимают решение. Да, она, в принципе, и в других муниципалитетах востребована. Особенно в небольших, где все друг друга знают. А не в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
- Алексей Викторович, с 8 сентября у вас начался обратный отчет следующей мэрской пятилетки...
- Уточню — с 11 сентября, когда мне вручили удостоверение.
- Существенная поправка - принимается. И какие приоритеты на эту пятилетку вы себе назначили?
- Да, собственно, с приоритетами никаких изменений нет. Это устойчивое развитие города. Это главный приоритет для любого управленца.
Система должна развиваться, причем устойчивое развитие должны получить все направления деятельности. А проблем в городе, как и во всех других населенных пунктах, действительно много. Время сейчас такое. Сложная экономическая ситуация в регионе. Все новые вызовы нам подкидывает жизнь — пандемия, санкции, СВО, жесткие санкционные ограничения приходится преодолевать.
Город должен развиваться в любых условиях, должен ходить общественный транспорт, должны ремонтироваться и строятся дороги, должны четко работать система коммунального хозяйства, здравоохранение, образование. Все то, что необходимо жителям города для нормальной и комфортно жизни.
У нас есть план развития города, рассчитанный на среднесрочную перспективу, а также десятилетнюю перспективу, от них мы и отталкиваемся. У нас есть несколько уровней планирования, и формируя бюджет города Абакана на следующий год и на два последующих, исходим из этих основополагающих документов.
Мы развиваем город и делаем это, отмечу, в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов, не только в сложной экономической, но и политической ситуации. Город должен развиваться в любых условиях.
- Наслышаны о ваших планах подкорректировать структуру управления.
- Да, есть такие планы. Костяк команды администрации города останется прежним. Это те люди, которые работают уже не один год, они работали и с Николаем Генриховичем.
Собственно, изменений за эти последние пять лет было немного. Отмечу приход в команду Владимира Александровича Крафта, его все прекрасно знают. Еще речь идет о Татьяне Евгеньевне Карташовой. Но здесь я бы назвал ее возвращение в структуру администрации. Еще в Муниципальный жилищный фонд пришел Андрей Георгиевич Аплошкин.
А костяк администрации города останется прежним. Это те люди, которые работали не один год, они являются истинными профессионалами своего дела.
Однако определенные изменения в структуре все-таки будут. Мы будем усиливать роль территориального общественного самоуправления, так называемых ТОСов. У нас семь ТОСов на территории города Абакана.
Старосты, помощники старосты - это те люди, которые работают непосредственно с населением, знают от самых мелких до самых крупных проблем своего района.
К сожалению, пока не весь город у нас охвачен ТОСами. Как правило, это частный сектор. Мы в настоящее время пересматриваем границы территориального самоуправления. Ну, например, десятый жилой район в первую очередь относится к Юго-Западному ТОСу, а вторая очередь десятого жилого района вообще не относится ни к какому. И жители уже обращались неоднократно с просьбой: "Дайте нам старосту". Проще говоря, дайте человека, к которому мы можем ежедневно обращаться.
Потому что не всегда есть возможность оперативно достучаться до самых высоких чиновников. Действительно, иногда человеку проще до старости дозвониться. Это самый близкий к населению человек, тем более он и живет в районе. Он знает о всех проблемах людей, о каждой ямке, о каждом жителе, которому нужна помощь.
У нас появится два новых крупных территориальных самоуправления, которые охватывают центральную часть города. По градостроительному делению это третий жилой район, ну и первый жилой район, все что севернее улицы Крылова. Это первое изменение, кроме того мы постараемся усилить и их материальную составляющую, что немаловажно. ТОСам необходимо решать небольшие, как мы говорим, малые дела. Прием они должны реагировать моментально, и для этого у них должно быть какое-то финансирование.
- То есть, у них будет свой бюджет?
- Да, формировать бюджет ТОСа мы будем с помощью инициативного бюджетирования. Инициативное бюджетирование осуществляется по тем мероприятиям, на которые подана заявка жителей этого района.
Мы сейчас пока думаем, как это сделать, республика этот механизм уже внедрила в ряде территорий, в том числе в малых селах.
Мы намерены внедрять инициативное бюджетирование со следующего года, сейчас ведем подготовку. Это должно работать следующим образом: предложения жителей поступают в ТОС, решение по ним принимается и мероприятия оперативно выполняются. Кроме тех, которые включены в программу градостроительной политики, либо в программу развития коммунального хозяйства.
В ходе обсуждения мы общались с представителями ТОСов и с жителями. Кто-то предлагает улицу отгрейдировать, кому-то необходимо срочно отремонтировать хоккейную коробку. Коробка в очень плохом состоянии, но ее ремонт запланирован через пять лет, она вряд ли его дождется. Красному Абакану, к примеру, необходима хорошая газонокосилка, она позволит всю прилегающую территорию привести в надлежащий вид.
Есть еще одно направление, которое, я думаю, найдет отражение в структуре администрации города. Мы будем создавать пока в статусе отдела, а со временем, возможно, это будет управление цифровизацией. Это уже необходимость, потому что мы все больше и больше уходим в цифровой формат.
У нас все больше появляется информационных систем в различных подразделениях администрации города, которые, скажу честно, далеко не всегда синхронизируются друг с другом, каждый предпочитает работать в своем направлении. Здесь есть хорошая практика других городов, поэтому мы будем создавать пока отдел. Функционала у него более чем достаточно - защита цифровых носителей. защита персональных данных, ну и введение информационных систем. В перспективе просматривается создание электронного двойника администрации города. Это тоже настоятельная необходимость.
- То есть, со временем Абакан превратится в «Умный город»?
- Несомненно. Мы в этом пока явно отстаем.
Следующее направление, которое также найдет отражение в измененной структуре администрации города - пока на уровне одного-двух специалистов- экологов.
Полномочия администрации в части экологии очень ограничены. Вы прекрасно знаете, это полномочия регионального центра и Минприроды. Однако у нас особая экологическая ситуация. Мы вошли в федеральную программу «Чистый воздух», у нас есть свой пилотный проект.
И мы остро испытываем недостаток экологов, которые помогли бы нам мониторить экологическую ситуацию в городе. Уже в следующем году мы выходим на реализацию комплексного плана, у нас уже заложены средства федерального бюджета.
Поэтому нам, конечно, необходимо отдельное подразделение. Может быть, на уровне проектного офиса. Пока.
Будут еще небольшие изменения, но они не приведут к серьезному увеличению штатной численности. Для нас это имеет принципиальное значение. Мы всегда славились тем, что у нас административный аппарат с учетом численности жителей города один из самых малочисленных в стране. И, честно скажу, ресурсов на заработную плату у нас не так много. Раздувать штат мы не собираемся, это не в наших правилах.
- На старте следующей своей пятилетки кем вы себя считаете, - политиком или хозяйственником?
- Мэр – это, в первую очередь, хозяйственник. Главы городов политизированы в меньшей степени. Глава – это, по сути дела, завхоз. Хозяйство не просто огромное, оно многопрофильное. На всех ключевых направлениях огромное количество задач, и здесь, поверьте, не до политики. В сложных экономических условиях, в условиях ограниченных ресурсов надо выживать и при этом еще и развиваться.
Доля хозяйственных вопросов основная - 99 процентов. При этом я не просто представитель партии «Единая Россия». я руководитель Абаканского отделения партии «Единая Россия». Конечно же, я поддерживаю и придерживаюсь генеральной линии партии, но на работу мэра это не оказывает влияния. Поэтому я в большей степени, конечно же, хозяйственник.
- Вместе с тем, как показали недавние перипетии с законом о статусе столицы, востребованной оказалась и политическая составляющая деятельности столичного градоначальника.
- Несомненно, в данном вопросе по-другому просто быть не должно. Верховный Совет нас в этом вопросе поддержал. Глава Хакасии закон подписал, теперь необходимо по нему работать. Находить общие точки соприкосновения с правительством, планировать общие мероприятия. Думаю, начался самый сложный этап, хотя первый этап и длился долгие 28 лет.