В Хакасии зафиксирован новый вид так называемых профессиональных жалобщиков. Это некие общественные инспекторы, которые требуют проверить и наказать муниципальных заказчиков.
УФАС в других регионах начали получать обращения одного жалобщика с 2015 года. 7 лет он добирался до республики.
С начала 2022 года в Хакасское УФАС поступило 14 обращений с требованием провести проверку и наказать государственных и муниципальных заказчиков Хакасии.
Как действуют самоназвавшиеся общественные инспекторы, на кого и на что конкретно жалуются, что делать учреждениям республики, чтобы оградить себя от штрафов по таким заявлениям, рассказала руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева:
«В последнее время к нам регулярно стали поступать заявления от некой общественной организации, зарегистрированной в Москве и именующейся «Общественный контроль». Заявитель жалуется в основном на медицинские учреждения республики. А именно - на ошибки и нарушения при проведении закупочных процедур».
Жалобы поступили на Республиканский перинатальный центр, больницу им. Г.Я.Ремишевской, кожвендиспансер, Центр крови, Центр профилактики и борьбы со СПИДом, клинический противотуберкулезный диспансер, Абаканскую клиническую межрайонную больницу, Бейскую, Боградскую районные, Абазинскую, Сорскую городские больницы и на главный вуз республики.
«Заявитель анализирует закупки прошлого и нынешнего года, проведенные учреждениями республики. Это и поставка лекарственных препаратов, оборудования, питьевой воды, соли, бумажных полотенец, и оказание услуг по теплоснабжению, водоотведению, телефонной связи, франкированию писем, т.д.» - добавили в Хакасском УФАС.
В спектре внимания ООО «Общественный контроль» - системные, повторяющиеся нарушения в закупочной деятельности заказчиков. Речь о:
- нарушении сроков размещения документов в Единой информационной системе (в частности, контрактов, их изменений, информации об исполнении);
- отсутствии информации о начислении штрафов и неустоек за ненадлежащее исполнение контракта как в ЕИС, так и в проектах контрактов;
- нарушении сроков приемки товаров заказчиком и несвоевременное размещение информации об этом в ЕИС;
- неустановление либо нарушение сроков и порядка оплаты с поставщиком.
«По закону, заказчик обязан опубликовать в ЕИС контракт в течение 5 дней с момента его подписания сторонами. Срок оплаты за товары или оказанные услуги составляет не более 15 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке и не более 30 дней при поэтапной оплате. В случае просрочек поставки товаров/оказания услуг заказчик обязан потребовать неустойку/штраф», - добавила Ксения Лебедева.
Механизм действия профессиональных жалобщиков: они внимательно следят за данными на электронной площадке закупок, скрупулезно изучают все аукционные документы, отслеживают все шаги заказчиков - от размещения извещения о закупке до подписания контракта и размещения информации об его исполнении/неисполнении. Отлично зная действующее законодательство и оперативно следя за его изменениями, «жалобщики» находят огрехи в документах - чаще всего муниципальных заказчиков. Пишут обращение в ФАС. Антимонопольная служба проводит проверку, результат - возбуждение административного дела, проще говоря - штрафа для виновных должностных лиц, как правило, сельских, районных администраций.
«Профессиональные жалобщики» обычно действуют так: звонят заказчикам и просят оплатить им «отзыв жалобы в УФАС». Новый же жалобщик из Москвы действует иначе - после обращения в антимонопольную службу звонит, опять же, наказанному с его легкой руки заказчику и предлагает свои услуги - «проверять на будущее, чтобы все документы были в порядке».
«К сожалению, есть еще в нашей республике, да и в стране в целом, государственные и муниципальные заказчики, которые оплачивают эти «отзывы жалоб» либо «услуги «общественных инспекторов». Однако следует знать: даже при отзыве жалобы антимонопольщики все равно проводят внеплановую проверку документации заказчика, так что административной ответственности избежать не удастся.
Что касается оплаты услуг - можно самим следить за изменениями в законах о закупках, консультироваться у специалистов ФАС. Общий совет всем заказчикам - соблюдайте все требования законодательства, не слушайте и не подчиняйтесь сомнительным предложениям «жалобщиков», в трудных случаях консультируйтесь с нами, мы открыты для всех в пределах своей компетенции», - добавила руководитель Хакасского УФАС.
Комментарии