В жизнеописании этой замечательной женщины знатных биографических вех хватит, пожалуй, на десятерых. Получить из рук федерального чиновника на окружном праздничном мероприятии высокую государственную награду в 78 лет могла, скорее всего, только она - Лариса Тыльченко. Знаменитый директор республиканской школы-интерната для детей с нарушением слуха.
Когда во время торжественного закрытия Года педагога и наставника заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Дмитрий Колозин вручил Ларисе Васильевне медаль ордена «За заслуга перед Отечеством» первой степени, участники праздничного мероприятия в Томском театре драмы выразили единое мнение о ней: «Человек — эпоха».
И это в полной мере соответствует действительности. Общий педагогический стаж Ларисы Васильевны — 61 год, двадцать лет она руководит непростым образовательным учреждением. При этом в течение многих лет педагогический коллектив реализует самые востребованные инновационные программы.
Старт этой деятельности был дан в 2006 году, когда школа-интернат стала республиканской базовой площадкой по внедрению инновационных программ индивидуального обучения. Дальнейшее участие в инновационных образовательных программах позволило педагогическому коллективу достичь успехов в интеграции ребят с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.
С 2011 года на базе образовательного учреждения уже действовала федеральная стажировочная площадка «Распространение в Республике Хакасия современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Пять лет спустя школа – интернат становится пилотной организацией по апробации в республике Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Лучше всего Ларису Тыльченко характеризует выдержка из ее интервью «ФедералПресс». Лариса Васильевна рассказала о судьбе одного из подопечных:
«Из-за глухоты многим ребятам ставят умственную неполноценность – это просто ужас! Знаете, как их больно бьет этот штамп отсталого! Есть у нас замечательный мальчик Коля, у него в анамнезе была умственная отсталость. И лишь потому, что не может говорить, как обычные дети. Конечно, не может! Он же глухой!
А мой Коля – чемпион по шахматам. Хожу-хожу в попытках снять с него диагноз – не получается. И вот я договорилась с главврачом психиатрической службы, взяла под мышку шахматы и пришла на заседание комиссии. Говорю им, я пятый год к вам хожу, чтобы снять с Коли диагноз. Не получается. Сыграете с ним в шахматы.
Если кто-то из вас его обыграет – я соглашусь с диагнозом. Комиссия притихла. После паузы мне говорят, никто из членов комиссии не умеют играть. А я говорю – но при этом у вас нет диагноза неполноценности. Все расхохотались. Диагноз сняли. С тех пор по сей день, если я прошу снять диагноз – к моему мнению прислушиваются».