О студентах хакасской театральной студии в блокаде Ленинграда
Фото предоставлено Маиной Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов РХ Маина Чебодаева поделилась с читателями информагентства статьёй о студентах хакасской театральной студии в блокаде Ленинграда (сентябрь 1941-февраль 1942).

Вот её содержание:

«27 января 2024 года исполнилось 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Тема вклада воинов, призванных из Хакасии и принявших участие в обороне и тема блокады Ленинграда, остается малоизученной в истории Хакасии. Среди жителей, оказавшихся в блокадном Ленинграде, были студенты Ленинградского государственного театрального института. И в данной публикации хотелось рассказать о девушках актерского факультета хакасской национальной студии.

В 1939 году в Абакан по просьбе Хакасского областного исполнительного комитета приехала приемная комиссия для набора студентов в Ленинградский государственный театральный институт. Приемная комиссия выбрала из числа желающих 10 девушек и 15 (17?) юношей из Хакасской автономной области. Учились они в мастерской Яна Борисовича Фрида (1908-2003) известного в будущем кинорежиссера и сценариста, снявшего позднее фильмы: «Двенадцатая ночь» (1955), «Собака на сене» (1977), «Летучая мышь» (1979), «Благочестивая марта» (1980) и др.

Студентка хакасской студии Дарья Баинова вспоминала: «Приехали в Ленинград 16 августа 1939 года. Нас водили по городу, смотрели достопримечательности города, ходили в театр и кино, водили нас по музеям».

К началу войны Ленинградский государственный театральный институт, находившийся на улице Моховой, 34, насчитывал 250 человек, включая студентов, преподавателей и служащих.

22 июня 1941 года студенты национальной студии готовились к экзамену по истории театра. Дарья Баинова писала позднее в воспоминания: «22 июня 1941 года мы с Анастасией Тодиковой пошли на крышу института готовиться к экзамену. Помню только, день был жаркий, небо голубое чистое. Стало нас сильно припекать… Слышу гул самолетов все летят в сторону Запада. Да их что-то сегодня было очень много. Стало сильно жарко, и мы решили спуститься с крыши. Я зашла в комнату, девочки все взволнованы. Говорят: «сейчас будет особое сообщение по радио тов. Молотова, а когда услышали, говорят, началась война». Это сообщение подействовало на каждого по-особому. Некоторые стали собираться домой. Фаина Щетинина как-то достала билет, а другие стали плакать».

В тот же день в Ленинградском государственном театральном институте был создан план перехода на режим военного времени. Отпуска и каникулы отменялись. На окнах института появились затемнение и оклеивание «крест-накрест», а синие лампы в помещениях и аудиториях создавали особый полумрак.

С началом Великой Отечественной войны студенты актерского факультета национальной студии: П. Я. Шурышев, К. Р. Коков, П. Т. Коков, С. Н. Нарылков, А. А. Кучендаев, Д. Янгулов, Д. Доможаков, А. Н. Барахтаев, Г. Б. Борчиков, и Ф. Н. Кабаев были призваны Дзержинским ГВК г. Ленинграда в РККА. Из числа студентов П. Я. Шурышев, П. Т. Коков и А. А. Кучендаев попали во 2-й и 3-й полки Первой Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО), которая формировалась из рабочих и служащих Кировского завода, судостроительного завода имени А. А. Жданова и ряда предприятий Кировского и Дзержинского района Ленинграда и стали защитниками Лужского оборонительного рубежа в июле-августе 1941 года.

А девушки актерского факультета из Хакасии Е. П. Килижекова, Т. Баинова, А. Заболотникова, Е. Н. Килижекова, А. Тодикова, А. Какашкина, А. Тодышева, В. Килижекова и К. С. Чаркова остались в городе и помогали городу-фронту.

В июле 1941 года студенты карельской, хакасской и якутской студий театрального института были отправлены на рытье окопов и противотанковых рвов на самом далеком от Ленинграда рубеже в Погорелово Новгородской области. Из национальной студии были отправлены на работы Е. П. Килижекова, Т. Баинова, А. Тодикова и А. Какашкина. Они вспоминали, что фронт был совсем рядом, постоянно был слышен гул артиллерийских орудий и летали немецкие самолеты со свастикой. Вокруг находились болота и непроходимые леса. Разжигать костры, студентом было запрещено, сильно досаждали комары и мошка. На рытье окон и противотанковых рвов, находились до тех пор, пока не стемнеет. Кругом новгородские болота, питьевую воду привозили, но ее не хватало и приходилось пить воду из болота, пропуская ее через марлю. Из-за некачественной воды заболели А. Какашкина и А. Тодикова, после чего их отправили в Ленинград, а Е. П. Килижекова и Т. Баинова остались дальше рыть окопы.

Через несколько дней всех студентов и преподавателей перебросили под Шимск Новгородской области, где они работали возле рощи на берегу реки Шелонь. В память очевидцев врезались дым над Шимском и Новгородом, горящие ржаные поля, разрушенные избы и бегущие табуны лошадей.

10 августа 1941 года «Южная группировка» армии «Север» генерала Эрнста Буша перешла в наступление на Новгород и 16 августа город был взят.

После взятия Новгорода студентам пришлось добираться на товарняках в Пустошку Ленинградской области, но по дороге поезд разбомбили, и им пришлось прятаться по окружным лесам. При бомбежке поезда потерялась Д. Баинова, и Е. П. Килижекова самостоятельно на машине с военными добиралась до Ленинграда.

В августе 1941 года Клавдию Чаркову по направлению Дзержинского райкома комсомола отправили в сортировочный госпиталь, а затем санитаркой в Мечниковский институт. В свободное время от работы в госпитале она читала раненым бойцам произведения русского писателя А. П. Чехова.

А Дарью Баинову мобилизовали Дзержинским районом Ленинграда на работу в передвижные снарядные мастерские, где она ездила на передовую линии фронта, собирала, чистила и выпрямляла стрелянные гильзы и снаряды и вновь их заряжала. Находилась студентка там с сентября 1941 года до января 1942 года.

Прорыв обороны Северо-Западного фронта на «Лужском оборонительном рубеже» августе 1941 года превратили Ленинград в прифронтовой город.

6 сентября 1941 года на Ленинград упала первая бомба в районе Старо-Невского проспекта. И с этого времени в институте была создана МПВО (местная противовоздушная оборона), которая приняла решение установить на крыше института круглосуточное дежурство. Руководил институтской МПВО преподаватель по гриму Р. Д. Раугул. В задачи дружинников входило каждые 3 часа совершать осмотр здания института, носить воду, предотвращать пожары в здании, обезвреживать зажигательные бомбы. Благодаря студентам МПВО историческое здание театрального института на Моховой не постигла участь уничтожения от пожара многих зданий в городе. Оставшиеся в блокадном городе девушки национальной студии Е. П. Килижекова, А. Заболотникова, Е. Н. Килижекова, А. Тодикова, А. Какашкина, А. Тодышева, В. Килижекова входили в институтскую команду МПВО.

Директор Ленинградского государственного театрального института Н. Е. Серебряков в статье «В годы Отечественной войны» писал следующее: «Студентам хакасской студии было особенно трудно переносить тяжелые условия блокады из-за непривычного климата. Лица их посерели. Не проходила усталость, сонливость, апатия. Но несмотря ни на что, по сигналу тревоги они поднимались на крышу и самоотверженно дежурили под постоянной угрозой прямого попадания фугасных и зажигательных бомб. Так же самоотверженно работали и все остальные студенты, преподаватели, сотрудники института».

8 сентября 1941 после захвата немцами Шлиссельбурга Ленинград оказался в блокаде, которая продолжалась 900 дней, и в городе от голода умерло около 1000 000 человек стариков, женщин и детей.

С 17 июля 1941 года после уничтожения Бадаевских складов, где хранились городские продукты в Ленинграде, были введены карточки на питание. В институте они выдавались под контролем «столовой комиссии» института и распределялись среди тех, кто был на оборонительных работах или на занятиях в институте.

В тяжелейших условиях блокадного времени 9 студентки из Хакасии продолжали учиться. В 1941-1942–е года на втором курсе актерского факультета в студии преподавали: актерское мастерство Я. Фрид, русский язык и литературу Л. А. Басаргина, сценическую речь Халютина, танец Х. Х. Христерсон, историю театра П. Э. Бош, ритмику Трофимов и др.

Исследовательница И. Н. Ружинская писала: «В сложившихся обстоятельствах изменился график учебных занятий. В «сетке» расписания стояли пять пар с 9.00 до 19.05. Давалось время на перерывы для отдыха и обеда, время на самоподготовку, культурно-массовую и военно-мобилизационную работу. Посещение студенческой столовой занимало все меньше времени ввиду скудности обеда, предоставлявшего собой суп из мороженного картофеля с картофельной мукой или дрожжами, а также две ложки чечевицы без масла на «второе».

В подвале театрального института оборудовали бомбоубежище, а также комнаты для учебных занятий и библиотеку. Взрывы снарядов и бомб здесь были едва слышны, да здесь каким-то образом лучше сохранялось тепло. Экзамены у студентов принимали также здесь в большой комнате, которая обогревалась печкой-буржуйкой.

Наступила суровая зима 1942 года. В большой первой аудитории установили печку-буржуйку, где целый день в ней поддерживали огонь и вокруг теснились студенты. Очевидец блокадных лет В. А. Цинкович-Николаева вспоминала: «С наступлением зимы прибавились новые смертельные беды – голод и холод. Талоны на питание выдавались под контролем «столовой комиссии», и только тем, кто в этот день был на работе, на занятиях. За водой с чайниками и кастрюлями поочередно ходили на Фонтанку и Неву, а когда не хватало сил, довольствовались талым снегом. Внутри коллектива следили, чтобы никто не съел свой паек – 125 граммов хлеба – в один прием. Еще страшнее – расправиться с хлебным пайком, выданным на несколько дней вперед, это было равносильно смерти. Поддержка и взаимовыручка спасали, удерживали от безрассудных шагов, помогали оставаться человеком».

В декабре 1941 года в вестибюле института на привычном месте появилось расписание экзаменов и зачетов. С 5 января по 17 января 1942 года должны были пройти зачеты, а с 19 января по 10 февраля намечались экзамены. С 10 по 14 февраля студентам дали каникулы, и с 15 февраля предполагалась, начать второй семестр в театральном институте.

Январь 1942 года стал самым тяжелым для театрального института. 2 января умер преподаватель грима Р. Д. Раугул. Спустя 10 дней умер преподаватель истории театра П. Э. Бош.

В феврале 1942 года Ленинградский государственный театральный институт получил распоряжение об эвакуации. 28 февраля преподаватели и студенты выезжали с Финляндского вокзала на обычном дачном поезде по «Дороге жизни» через Ладожское озеро в Кострому. 15 марта студенты хакасской и якутской студий через Ярославль были отправлены на родину. Они вернулись в Абакан ослабленными и больными. И через 2 месяца 2 мая 1942 году К. Чаркова, А. Тодикова, Д. Баинова и Е. П. Килижекова вышли на сцену Хакасского национального театра, которому они служила верно, и предано в течение многих лет.

В последующие годы выяснилась судьба студентов актеров: Д. Доможакова, П. Кабаева, П. Кокова, С. Меткежекова, Ф. Райкова, А. Чаптыкова, П. Шурышева, В. Шурышева, Д. Янгулова, погибших в годы Великой Отечественной войны. А студентка В. Килижекова умерла от голода в марте 1942 года в Ленинграде.

За мужество и проявленный героизм девушки-студентки национальной студии К. Чаркова и Д. Баинова были позднее награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

С другими материалами Маины Чебодаевой читатели 19rusinfo.ru могут ознакомиться перейдя по тегу #АИСХАКАСИЯ.

О студентах хакасской театральной студии в блокаде Ленинграда

Подпись под фото: 1-й ряд: А. Тодикова, А. Заболотникова, Ф. Щетинина

2-й ряд: Д. Баинова, Е. П. Килижекова, А. Тодышева. Е. Н. Килижекова и А. Какашкина. Ленинград. 1939. 

Добавить комментарий

Комментарии  

Огромное спасибо!
Большую , информативную и полезную работу по исследованию начала подготовки к своей творческой деятельности известными актёрами театра Хакасии проделала кандидат искусствоведения Маина Чебодаева. Для многих это было, вероятно, впервые узнать о таком трудном, практически героическом , пути к своему творчеству известных и любимых многими актёров Хакасского национального театра. Спасибо Вам, Маина Петровна, большое за Вашу исследовательскую деятельность. Вы достойная дочь своего отца.
надо указывать инициалы, то Д. Баинова, то Т. Баинова. Сколько их было? Килижековых сколько было? Судя по инициалам, три девушки...